Община храма в честь мучеников Адриана и Наталии, расположенного в живописном уголке Лесного массива, известна верующим столицы широкой миссионерской деятельностью и социальной работой. Духовенство и прихожане опекают общество слепых Деснянского района, при храме действуют благотворительная столовая и воскресная школа с различными кружками.
А группа ребят, которые несут здесь пономарское послушание, насчитывает до 40 (!) человек. По мнению настоятеля протоиерея Романа Матюшенко, такое послушание благотворно сказывается на воцерковлении мальчишек разных возрастов. Но не все знают, что пономари этого храма — активные спортсмены. Футбольная приходская команда известна в Киеве своими успехами на соревнованиях разного уровня.
В марте этого года, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира, в Киевской епархии был создан отдел духовно-физического воспитания молодежи. Его руководитель — протоиерей Роман Матюшенко. За девять месяцев отдел осуществил ряд интересных проектов, состоялось множество соревнований по различным видам спорта.
Церковь и спорт, вера в Бога и физическая подготовка — насколько совместимы эти понятия? На эту тему мы беседуем с отцом Романом.
— Задача отдела, как и миссии Православной Церкви в целом, — проповедь и воплощение евангельских истин в жизнь. А спорт для православных, полагаю, — еще один способ свидетельства о Православии, пусть даже такой необычный. Особенно это актуально для молодых людей, ищущих истину среди житейского моря.
— Отец Роман, в Социальной концепции Украинской Православной Церкви речь также идет о здоровье личности и народа. Хотелось бы напомнить об этом нашим читателям.
— В Социальной концепции говорится, что попечение о человеческом здоровье — душевном и телесном — искони забота Церкви. Однако поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного, с православной точки зрения, — не безусловная ценность. Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но наипаче о душе, а в итоге — о целостном составе личности. По слову Самого Спасителя, он врачевал всего человека (Ин. 7: 23).
Так что для Церкви проблема здоровья личности и народа не внешняя, ибо напрямую соотносится с ее посланничеством в мире, поврежденном грехом и недугами. Она призвана в соработничестве с государственными структурами и заинтересованными общественными кругами участвовать в выработке такого отношения к охране здоровья нации, при котором каждый человек мог бы осуществить свое право на духовное, физическое, психическое здоровье и социальное благополучие при максимальной продолжительности жизни…
Также Церковь напоминает, что телесное здоровье не самодостаточно, поскольку оно — лишь одна из сторон целостного человеческого бытия. Для поддержания здоровья личности и народа весьма важны и профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятий физической культурой и спортом. В спорте естественна соревновательность. Однако не могут быть одобрены крайние степени его коммерциализации, возникновение связанного с ним культа гордыни, разрушительные для здоровья допинговые манипуляции, а тем более такие состязания, во время которых происходит намеренное нанесение тяжких увечий.
— Интересно, а что на эту тему говорили святые отцы? Ведь физический труд всегда был слагаемой частью деятельности православных христиан. Занятия спортом также дисциплинируют человека, укрепляют его тело.
— Наш епархиальный отдел выпустил небольшую газету «Илья Муромец»; о спортивной жизни епархии рассказывает и одноименный сайт, где освещается наша работа. Эпиграфом к газете мы взяли цитату из послания апостола Павла: Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те, для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому, я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух, но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1 Кор. 9: 24–27).
Апостол, прежде всего, говорит о том, что и сам легко бы мог лишиться спасения, если бы сошел с дороги самоотречения. И, чтобы лучше пояснить мысль, он сравнивает свое положение с положением людей, которые участвовали в так называемых «истмийских играх». Эти игры проводились в Коринфе каждые два года, наподобие старогреческих игр (олимпийских, немейских), и включали в себя пять видов спорта: прыжки, метание диска, кулачные бои, бег и борьбу. Во время своего двухлетнего пребывания в Коринфе апостол Павел мог видеть эти соревнования. В послании он вспоминает бег и кулачные бои, сравнивая эту борьбу с духовным деланием. И мы цитируем эти слова для того, чтобы показать: главное в нашей работе — не сами соревнования, а призыв молодежи к духовным состязаниям и духовному совершенству.
А вот что говорит святитель Феофан Затворник: «Работая работайте. Но и здоровье нужно беречь. Здоровье — это лошадка. Загонишь — не на чем ехать будет. Всякий день нужно быть час на свежем воздухе, иметь сон достаточный, есть и меньше можно, винопития вовсе не касаться; когда не пишешь, лучше ходить по дому, чем сидеть. Можно прибавить к этому и телесные упражнения: пилить, строгать, рубить — благодаря этому можно стать недоступным для немощей и болезней». Владыка также напоминает о пользе гимнастики, о таких физических нагрузках, чтобы работал каждый мускул. Гимнастика особенно ценна для здоровья, — подчеркивает он в своей переписке с мирянами.
Святой Климент Александрийский (ІІІ в.) писал: «Полезнее для юношей гимнастические школы… Они укрепляют здоровье молодых людей, пробуждают в них соревновательность и честолюбие, направленные на развитие не только телесного, но и душевного здоровья. И если занятиям отдаются без отклонения от дел более важных (спасение души), то это прекрасно и небесполезно».
О необходимости укрепления здоровья говорили многие отцы. При этом очень важен физический труд. Но поскольку современная молодежь, особенно в городах, практически лишена возможности физически трудиться, то физкультура и спорт просто необходимы.
— Отец Роман, Вы неоднократно акцентируете внимание на миссионерской работе отдела. В чем она выражается?
— Само участие наших православных команд в соревнованиях с учащимися светских вузов и колледжей, военнослужащими, курсантами милицейских учебных заведений — это проповедь Евангелия. Как правило, после состязаний устраивается чаепитие, ребята общаются, обмениваются телефонами, дружат. Многие думают, что семинарист или академист, а тем более — батюшка, вряд ли могут появиться в спортивной форме на футбольном поле. А тут выходит, например, сборная команда киевских священников... Или на приходе вывешиваются объявления о наборе в спортивные кружки. Таким образом, все видят, что православные ведут активный образ жизни: занимаются спортом, посещают музеи, театры, концерты. Но при этом вера в их жизни занимает главное место. Такие люди привлекают к себе, что очень способствует воцерковлению молодежи. Об этом свидетельствует опыт нашей работы.
— Отдел духовно-физического воспитания молодежи своим небесным покровителем избрал преподобного Илию Муромца, его лик обозначен и на вашей эмблеме. Почему?
— Преподобный был богатырем как телом, так и духом. К этому идеалу мы призываем участников наших соревнований, а также и всех читателей «Церковной православной газеты».
Игра была напряженной, вратари неоднократно выручали свои команды. Ученики ПЦПИ тщательно подготовились к соревнованию. Численность команды, а это 18 игроков, стала одним из действенных факторов победы: футболисты часто выходили на замены, делая игру стремительнее.
А 26 ноября состоялась товарищеская игра по настольному теннису между командами КДАиС и ПЦПИ. Встреча прошла в спортивном зале на территории Голосеевской пустыни. Традиционно она началась с молитвы «Царю Небесный». На соревнованиях присутствовал директор ПЦПИ Сергей Сологуб, который пожелал участникам игры успехов не только в спорте, но и в духовной жизни.
Недавно председатель отдела духовно-физического воспитания молодежи протоиерей Роман Матюшенко обратился к директору колледжа Владимиру Петровичу Вьюницкому с предложением о сотрудничестве. В рамках этого соглашения состоялся открытый урок с участием священника. Затем появилась идея провести товарищеские матчи по мини-футболу и волейболу между студентами КДАиС и КГМК.
А группа ребят, которые несут здесь пономарское послушание, насчитывает до 40 (!) человек. По мнению настоятеля протоиерея Романа Матюшенко, такое послушание благотворно сказывается на воцерковлении мальчишек разных возрастов. Но не все знают, что пономари этого храма — активные спортсмены. Футбольная приходская команда известна в Киеве своими успехами на соревнованиях разного уровня.
В марте этого года, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира, в Киевской епархии был создан отдел духовно-физического воспитания молодежи. Его руководитель — протоиерей Роман Матюшенко. За девять месяцев отдел осуществил ряд интересных проектов, состоялось множество соревнований по различным видам спорта.
Церковь и спорт, вера в Бога и физическая подготовка — насколько совместимы эти понятия? На эту тему мы беседуем с отцом Романом.
— Задача отдела, как и миссии Православной Церкви в целом, — проповедь и воплощение евангельских истин в жизнь. А спорт для православных, полагаю, — еще один способ свидетельства о Православии, пусть даже такой необычный. Особенно это актуально для молодых людей, ищущих истину среди житейского моря.
— Отец Роман, в Социальной концепции Украинской Православной Церкви речь также идет о здоровье личности и народа. Хотелось бы напомнить об этом нашим читателям.
— В Социальной концепции говорится, что попечение о человеческом здоровье — душевном и телесном — искони забота Церкви. Однако поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного, с православной точки зрения, — не безусловная ценность. Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но наипаче о душе, а в итоге — о целостном составе личности. По слову Самого Спасителя, он врачевал всего человека (Ин. 7: 23).
Так что для Церкви проблема здоровья личности и народа не внешняя, ибо напрямую соотносится с ее посланничеством в мире, поврежденном грехом и недугами. Она призвана в соработничестве с государственными структурами и заинтересованными общественными кругами участвовать в выработке такого отношения к охране здоровья нации, при котором каждый человек мог бы осуществить свое право на духовное, физическое, психическое здоровье и социальное благополучие при максимальной продолжительности жизни…
Также Церковь напоминает, что телесное здоровье не самодостаточно, поскольку оно — лишь одна из сторон целостного человеческого бытия. Для поддержания здоровья личности и народа весьма важны и профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятий физической культурой и спортом. В спорте естественна соревновательность. Однако не могут быть одобрены крайние степени его коммерциализации, возникновение связанного с ним культа гордыни, разрушительные для здоровья допинговые манипуляции, а тем более такие состязания, во время которых происходит намеренное нанесение тяжких увечий.
— Интересно, а что на эту тему говорили святые отцы? Ведь физический труд всегда был слагаемой частью деятельности православных христиан. Занятия спортом также дисциплинируют человека, укрепляют его тело.
— Наш епархиальный отдел выпустил небольшую газету «Илья Муромец»; о спортивной жизни епархии рассказывает и одноименный сайт, где освещается наша работа. Эпиграфом к газете мы взяли цитату из послания апостола Павла: Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те, для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому, я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух, но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1 Кор. 9: 24–27).
Апостол, прежде всего, говорит о том, что и сам легко бы мог лишиться спасения, если бы сошел с дороги самоотречения. И, чтобы лучше пояснить мысль, он сравнивает свое положение с положением людей, которые участвовали в так называемых «истмийских играх». Эти игры проводились в Коринфе каждые два года, наподобие старогреческих игр (олимпийских, немейских), и включали в себя пять видов спорта: прыжки, метание диска, кулачные бои, бег и борьбу. Во время своего двухлетнего пребывания в Коринфе апостол Павел мог видеть эти соревнования. В послании он вспоминает бег и кулачные бои, сравнивая эту борьбу с духовным деланием. И мы цитируем эти слова для того, чтобы показать: главное в нашей работе — не сами соревнования, а призыв молодежи к духовным состязаниям и духовному совершенству.
А вот что говорит святитель Феофан Затворник: «Работая работайте. Но и здоровье нужно беречь. Здоровье — это лошадка. Загонишь — не на чем ехать будет. Всякий день нужно быть час на свежем воздухе, иметь сон достаточный, есть и меньше можно, винопития вовсе не касаться; когда не пишешь, лучше ходить по дому, чем сидеть. Можно прибавить к этому и телесные упражнения: пилить, строгать, рубить — благодаря этому можно стать недоступным для немощей и болезней». Владыка также напоминает о пользе гимнастики, о таких физических нагрузках, чтобы работал каждый мускул. Гимнастика особенно ценна для здоровья, — подчеркивает он в своей переписке с мирянами.
Святой Климент Александрийский (ІІІ в.) писал: «Полезнее для юношей гимнастические школы… Они укрепляют здоровье молодых людей, пробуждают в них соревновательность и честолюбие, направленные на развитие не только телесного, но и душевного здоровья. И если занятиям отдаются без отклонения от дел более важных (спасение души), то это прекрасно и небесполезно».
О необходимости укрепления здоровья говорили многие отцы. При этом очень важен физический труд. Но поскольку современная молодежь, особенно в городах, практически лишена возможности физически трудиться, то физкультура и спорт просто необходимы.
— Отец Роман, Вы неоднократно акцентируете внимание на миссионерской работе отдела. В чем она выражается?
— Само участие наших православных команд в соревнованиях с учащимися светских вузов и колледжей, военнослужащими, курсантами милицейских учебных заведений — это проповедь Евангелия. Как правило, после состязаний устраивается чаепитие, ребята общаются, обмениваются телефонами, дружат. Многие думают, что семинарист или академист, а тем более — батюшка, вряд ли могут появиться в спортивной форме на футбольном поле. А тут выходит, например, сборная команда киевских священников... Или на приходе вывешиваются объявления о наборе в спортивные кружки. Таким образом, все видят, что православные ведут активный образ жизни: занимаются спортом, посещают музеи, театры, концерты. Но при этом вера в их жизни занимает главное место. Такие люди привлекают к себе, что очень способствует воцерковлению молодежи. Об этом свидетельствует опыт нашей работы.
— Отдел духовно-физического воспитания молодежи своим небесным покровителем избрал преподобного Илию Муромца, его лик обозначен и на вашей эмблеме. Почему?
— Преподобный был богатырем как телом, так и духом. К этому идеалу мы призываем участников наших соревнований, а также и всех читателей «Церковной православной газеты».
Беседовал Сергей Герук
И ФУТБОЛ, И ТЕННИС…
5 ноября, по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и под патронатом Киевского епархиального отдела духовно-физического воспитания молодежи, состоялся матч-реванш по футболу между командами КДА и Православного центра прикладных искусств (ПЦПИ) имени преподобного Иоанна Дамаскина (расположен на территории Покровского мужского монастыря (Голосеевская пустынь) г. Киева).Игра была напряженной, вратари неоднократно выручали свои команды. Ученики ПЦПИ тщательно подготовились к соревнованию. Численность команды, а это 18 игроков, стала одним из действенных факторов победы: футболисты часто выходили на замены, делая игру стремительнее.
А 26 ноября состоялась товарищеская игра по настольному теннису между командами КДАиС и ПЦПИ. Встреча прошла в спортивном зале на территории Голосеевской пустыни. Традиционно она началась с молитвы «Царю Небесный». На соревнованиях присутствовал директор ПЦПИ Сергей Сологуб, который пожелал участникам игры успехов не только в спорте, но и в духовной жизни.
… И ВОЛЕЙБОЛ
12 ноября, по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и при поддержке Киевского епархиального отдела духовно-физического воспитания молодежи, состоялся товарищеский матч по волейболу между командами КДАиС и Киевского городского медицинского колледжа (КГМК).Недавно председатель отдела духовно-физического воспитания молодежи протоиерей Роман Матюшенко обратился к директору колледжа Владимиру Петровичу Вьюницкому с предложением о сотрудничестве. В рамках этого соглашения состоялся открытый урок с участием священника. Затем появилась идея провести товарищеские матчи по мини-футболу и волейболу между студентами КДАиС и КГМК.
Фото Людмилы Ладик
Комментариев нет:
Отправить комментарий