Под десятиной понималась
десятая часть из всего, что производит своим трудом человек: «И всякая десятина
на земле из семян земли или плодов дерева принадлежит Господу: это святыня
Господня... И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит
под жезлом десятое, должно посвящать Господу» (Лев. 27: 30-32).
ДЕСЯТИНА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
В
Ветхом Завете о десятине впервые упоминается в истории о патриархе Аврааме,
который передал десятую часть военной добычи Мелхиседеку, царю Салима и
священнику Бога Всевышнего: «Аврам дал ему десятую часть из всего» (Быт. 14:
20). Патриарх Иаков обещал отдать Богу десятину, если Он сохранит его в пути:
«если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем... из всего, что Ты, Боже,
даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт. 28: 20-22). Однако нет прямого подтверждения,
что десятина носила регулярный или общеобязательный характер. «Православная
энциклопедия» отмечает, что «наиболее раннее свидетельство о регулярной
десятине – слова из Книги пророка Амоса: «Приносите жертвы ваши каждое утро,
десятины ваши хотя через каждые три дня» (Ам. 4: 4; VIII в. до Р. Х.)».
Под
десятиной понималась десятая часть из всего, что производит своим трудом
человек: «И всякая десятина на земле из семян земли или плодов дерева принадлежит
Господу: это святыня Господня... И всякую десятину из крупного и мелкого скота,
из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу» (Лев. 27:
30-32). Архимандрит Никифор (Бажанов) в своей «Библейской энциклопедии»
поясняет: «Скот приносили как десятину следующим образом: его выпускали из
хлевов под жезлом, находящимся в чьих-либо руках, который касался каждого
десятого по счету животного, после чего оно делалось собственностью левитов,
несмотря на то, хорошо ли оно было или худо, и заменять его уже не
позволялось».
Следует
отметить, что десятина шла в пользу храмовых служителей – левитов, не имевших
земельных наделов, которые были положены другим жителям Иудеи, и потому
нуждавшихся в средствах существования. Десятина в данном случае составляла
своеобразную компенсацию, выделяемую им взамен отсутствовавшего надела земли.
Одну десятую часть от полученной десятины левиты вносили на содержание
первосвященника (см.: Чис. 18: 21–32).
Но
не только десятина была способом жертвы Богу – существовали и другого рода
пожертвования. Так, в Исх. 22: 29–30 читаем: «Не медли приносить Мне начатки от
гумна твоего и от точила твоего; отдавай Мне первенца из сынов твоих; то же
делай с волом твоим и с овцою твоею и с ослом твоим: семь дней пусть они будут
при матери своей, а в восьмой день отдавай их Мне». Первенцы людей посвящались
Богу, а первенцы от животных приносились на восьмой день в жертву Богу.
Главный
смысл приношения десятины в Ветхом Завете – научиться бояться Господа: «Отделяй
десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля твоего каждогодно,
… десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота
твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего,
во все дни» (Втор. 14: 22–23). Ветхозаветный человек был убежден, что земля и
ее плоды принадлежат Богу, который дал ее Израилю во владение: «Господня -
земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» (Пс. 23: 1).
Именно
поэтому пророк Малахия называет неуплату десятины «обкрадыванием Бога»: «Можно
ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: “чем обкрадываем
мы Тебя?” Десятиною и приношениями» (Мал. 3: 8).
ДЕСЯТИНА
В НОВОМ ЗАВЕТЕ
В
Новом Завете заповедь о десятине прямо не отменяется, но и не предписывается.
Христос обличает буквализм соотечественников: «Горе вам, книжники и фарисеи,
лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в
законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:
23). Интересно, что десятиной хвалится фарисей из евангельской притчи: «…даю
десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18: 12).
В
апостольских посланиях мы не находим требований или указаний для христиан
следовать системе десятин. Однако апостол Павел неоднократно пишет о необходимости
материальной поддержки Церкви, в частности ее служителей. Так, в Первом
послании к Коринфянам он говорит: «Разве не знаете, что священнодействующие
питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так
и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9:
13-14).
Следует отметить, что Апостол не определяет конкретную сумму или часть дохода, которую должны собирать христиане на нужды Церкви, но предлагает: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние» (1 Кор. 16: 2). Такие пожертвования должны совершаться верующими добровольно: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 7).
Следует отметить, что Апостол не определяет конкретную сумму или часть дохода, которую должны собирать христиане на нужды Церкви, но предлагает: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние» (1 Кор. 16: 2). Такие пожертвования должны совершаться верующими добровольно: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 7).
ДЕСЯТИНА
В ИСТОРИИ ЦЕРКВИ
По
сообщению «Православной энциклопедии», до начала III в. регулярная десятина в
Церкви не практиковалась. Однако уже тогда иерархи высказывали сожаление, что
христиане не хотят даже десятую часть своего имущества передать Церкви для
поддержки неимущих. В качестве обязанности для каждого христианина десятина
была установлена в Западной Церкви в V в. На Востоке такого распространения
десятина не получила.
В
Киевской Руси десятина регулярно не взималась. Первое упоминание о ней
находится в древнейшем документе – Уставе князя Владимира. В нем имеется следующее
указание: десятая часть княжеских доходов передается на содержание каменного
собора (который в связи с этим получил название «Десятинной церкви») и всей
митрополии.
Доктор
церковной истории протоиерей Владислав Цыпин отмечает, что «принципиальное
отличие десятины, существовавшей на Руси, от западной заключалось в том, что
она взималась не со всего населения, а только с княжеских доходов на основании
пожалования и поэтому была многократно меньше, чем на Западе». Впоследствии на
Руси была учреждена должность «десятильник», а позднее – «десятский священник»,
в ведении которого был сбор десятины. В XVIII в. эти должности были упразднены.
СЛЕДУЕТ
ЛИ ВНОСИТЬ ДЕСЯТИНУ НА ХРАМ?
На
сегодняшний день в Православной Церкви нет обязательной для всех десятины, а
только добровольные пожертвования, что практиковалось и во времена апостолов.
Среди верующих можно встретить тех, кто, ссылаясь на библейское правило,
старается жертвовать десятую часть своих доходов. Заметим, что это дело их личного
благочестия.
Важным
в данном вопросе является евангельский сюжет о лепте вдовицы. Христос наблюдал
за народом, кладущим деньги в сокровищницу Иерусалимского храма. Увидев бедную
вдову, положившую мизерную сумму – всего две лепты, Господь сказал: «истинно говорю
вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего
положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое,
какое имела» (Лк. 21: 3-4).
Существует
десятина иного рода. Святые отцы называли Великий пост «десятиной года» и
проводили аналогию с обязательной десятиной, которую Господь через пророка
Моисея повелел всем верующим отдавать на храм и дела милосердия. Так и десятую
часть календарного года необходимо посвятить Богу и делу спасения своей души,
отложив излишние житейские попечения.
В
завершение нашей статьи еще раз отметим, что всякое пожертвование, будь то
десятина или милостыня, совершается христианином добровольно, в меру своих сил.
Основанием для всех пожертвований является действенная любовь верующего
человека к Богу и ближним.
Подготовил протоиерей Николай Баранов
Комментариев нет:
Отправить комментарий