18 июля 2012

ПОБОРНИК ПРАВДЫ. Святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси (день памяти — 16 июля по н. ст.)

«Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6: 24). Эти слова Евангелия, услышанные на одном из воскресных богослужений, глубоко тронули 30-летнего боярина Феодора Колычева (будущего митрополита Филиппа), и он решил оставить все мирское и уйти в монастырь. Среди современников праведник выделялся кротким нравом, богобоязненностью, степенностью, любил читать писания святых отцов.

Занимая высокое социальное положение, Феодор был знаком с царем Иоанном, прозванным позднее Грозным. Последний оказался под сильным впечатлением от благочестия своего боярина.

Феодор решил уйти в Соловецкий монастырь. Он уволился с воинской службы, тайно оставил Москву и в одежде простого крестьянина пришел в обитель, где принял монашество с именем Филипп. Девять лет праведник выполнял самые сложные послушания: трудился на огороде, в кузнице и пекарне. Со временем братия настояла на том, чтобы он принял священный сан, а затем избрала его в игумены монастыря.

В 1567 г. Соловецкий игумен был вызван в Москву для духовного совета царю. По прибытии в столицу он сразу же был поставлен в известность, что готовится его возведение в сан Московского митрополита. Филипп стал отказываться, но бояре и духовенство убедили его смириться перед волей царя и принять сан. 

В первые два года служения святителя об ужасах свирепствовавшей опричнины стали уже понемногу забывать, но, как оказалось, ненадолго. В 1568 г. убийства и грабежи мирных граждан вспыхнули с новой силой. Частные увещевания митрополита не подействовали на царя. Тогда святитель стал публично обличать правителя. 

Во время Великого поста, на Крестопоклонной неделе, когда первосвятитель находился на кафедре по центру храма, возглавляемая царем толпа вооруженных опричников в черных мантиях с высокими шлыками ворвалась в храм. Иоанн трижды поклонился митрополиту, испрашивая благословение, но праведник остался недвижим. Когда его внимание на правителя обратили бояре, тот сказал, что не узнает в облачении и делах Иоанна православного царя. В ответ посыпались гневные угрозы. 

Царь ударил о пол жезлом и воскликнул: «Филипп! Или нашей державе ты смеешь противиться? Посмотрим, увидим, велика ли твоя крепость». «Царь благий, — ответил святитель, — напрасно ты меня устрашаешь. Я пришелец на земле, подвизаюсь за истину, и никакие страдания не заставят меня умолкнуть». Раздраженный Иоанн покинул храм. Через полгода было организовано судилище над митрополитом, и на основании лжесвидетельств праведник был осужден на лишение сана. 

Публично об этом было заявлено еще через полгода во время богослужения в Успенском соборе Московского Кремля. Владыка в тот момент был на кафедре в полном облачении. Ворвавшиеся в храм опричники сорвали с него облачения, избили и увезли в Отроч монастырь в Твери. Через год Иоанн Грозный двинулся в поход против Новгорода и Пскова. Впереди себя он отправил в Отроч монастырь опричника Малюту Скуратова, который задушил праведника. 

Еще за три дня святой старец предвидел окончание своего земного подвига и причастился Святых Таин. Мощи святителя были преданы земле первоначально там же, в монастыре, за алтарем храма. Позже совершилось их перенесение в Соловецкую обитель и оттуда — в Москву. Память святителя Филиппа празднуется Русской Церковью с 1591 г.

Подготовил Андрей Гор

Комментариев нет:

Отправить комментарий