25 декабря 2013

ЦЕРКОВЬ И НАУКА: ДИАЛОГ ИЛИ ПРОТИВОРЕЧИЕ?

Человек, как образ и подобие Божие, многим отличается от других существ, живущих в нашем мире. Он имеет самосознание, личность, разум, намного превосходящий уровень, необходимый для нашего полноценного биологического существования. Мы имеем совесть, морально награждающую нас за добрые поступки и угрызающую нашу душу муками за злые дела.

Мы способны смеяться и плакать, радоваться и страдать, любить, просить прощения и прощать. Дарованные нам Богом способности поражают и изумляют нас, поэтому мы стремимся понять нашу природу, ее еще не известные нам способности. Стремление к богопознанию и самопознанию — главная причина любой человеческой деятельности, в том числе и научной. Как же Православная Церковь относится к научной деятельности человека?

ОБЩНОСТЬ ВЗГЛЯДА ЦЕРКВИ И НАУКИ НА БЫТИЕ БОЖИЕ

Тема диалога между наукой и церковью давно и активно освещается на страницах наших церковных изданий. Желание познавать Бога, себя, окружающий мир заложено в природе человека Самим Господом и благословлено Им. Красота и гармония окружающего мира, взаимосвязь происходящих в нем процессов приводили великих философов и мыслителей, живших еще до Рождества Христова (Фалес Милетский, Пифагор, Плутарх, Зенон Элейский, Солон, Сократ, Платон, Аристотель) к мысли о существовании Единого Бога — Творца мира.

Что и не удивительно. Апостол Павел ясно говорит, что совершенство сотворенного Богом мира — это естественное откровение, через которое Он возвещает нам о Самом Себе. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы (Рим. 1: 20).

В христианской истории большинство известных европейских ученых были верующими. Ученый и христианин мирно сосуществовали в одном человеке. Более того, многие священнослужители были великими учеными: например, священник и астроном Николай Коперник, настоятель монастыря и великий биолог аббат Грегор Иоганн Мендель, святитель и хирург Лука (Войно-Ясенецкий), священник, геолог и философ Павел Флоренский и др.

Из этих примеров мы ясно видим, что у Церкви нет никакого неприятия научного знания. Ученые-атеисты раньше были явлением редким, но и они не утверждали, что имеют научные данные, свидетельствующие о небытии Бога.

Основатель русской науки М. В. Ломоносов произнес замечательные слова о взаимосвязи науки и религии: «Создатель дал роду человеческому две книги. Первая — видимый мир. Вторая книга — Священное Писание. Обе общеудостоверяют нас не токмо в бытии Божием, но и в несказанных нам Его благодеяниях. Грех всевать между ними плевелы и раздоры. Наука и религия в распрю прийти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования вражду на них восклеплет».

ВЕРА — ОСНОВА ЦЕРКОВНЫХ ДОГМАТОВ И НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

До XVIII в. европейская наука вела в основном мирный диалог с религией и Церковью. Но затем, под влиянием либеральных идей французской революции, часть европейского общества стала утверждать, что выводы естественных наук якобы опровергают христианство. А в нашей стране после 1917 г. наука была объявлена большевиками областью единственно достоверного знания, доказывающего небытие Бога. Христианская же религия оказалась, с их точки зрения, антинаучным мировоззрением. Но так ли это?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, на чем зиждется наука. В науке (в нашем случае — естествознании) существуют такие, безусловно принимаемые всеми учеными исходные положения (на научном языке — постулаты), теоретически не доказуемые, но реальные и необходимые для построения системы мысли.

Естествознание имеет по крайней мере два таких постулата: во-первых, реальность бытия мира, во-вторых, закономерность мироустройства и познаваемость мира человеком. Как ни удивительно, однако утверждение объективного, независимого от сознания человека существования мира — непосредственная очевидность, предмет веры ученого, подтвержденный человеческим опытом, но не научно доказанный факт.

Уже здесь можно видеть связь научных постулатов с богооткровенными догматами Православной веры. Эти догматы открыты Церкви Самим Спасителем, их истинность познается каждым верующим в опыте веры и церковной жизни, таинствах, молитве, но не в теоретических доказательствах.

Второй постулат науки — убеждение ученых в разумности, закономерности устройства мира и его познаваемости — главная движущая сила всех научных исследований (можно сказать, научный догмат). Он является таким же предметом веры, как и первый постулат. Альберт Эйнштейн утверждал: «Без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло бы быть никакой науки. Это вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества».

МОЖЕТ ЛИ НАУКА БЫТЬ МИРОВОЗРЕНИЕМ

Но если реальность существования мира, разумность мироустройства, его закономерность и познаваемость человеком — очевидные факты нашей жизнедеятельности, то может ли наука дать целостное знание о мире? Может ли она быть мировоззрением?

Известно, что способами получения знаний в естественных науках являются наблюдения, эксперименты, измерения и предположения (гипотезы, теории). Но остается еще целый ряд областей творческой человеческой деятельности: гуманитарные науки (история, психология, педагогика и др.), искусство, спорт и т. д. Таким образом, естественнонаучное знание — лишь малая часть человеческого знания в целом.

В связи с этим всегда актуальны слова древнегреческого философа Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю», ведь знания постоянно обновляются и расширяются, а то, что отвергалось вчера, сегодня принимается. Ведь наука — система развивающихся и непрерывно изменяющихся знаний о материальном мире, поэтому она, в отличие от религии, никогда не сможет дать полного и законченного представления о мире в целом.

Иначе говоря, научного мировоззрения как такового не существует, а термин «научное мировоззрение» — лишь оборот речи. Что же такое мировоззрение? По своей сути, это целостный взгляд на бытие мира и человека, включающий, по меньшей мере, следующие характеристики: понимание самого бытия, что в первую очередь предполагает признание существования Бога (религия или идеалистическая философия) либо отрицание Божественного существования (атеизм), принятие определенных критериев добра и зла, греха и добродетели. При этом для целостности мировоззрения верующего человека не имеют значения объем научных знаний о материальном мире и физические процессы, происходящие во Вселенной.

Для спасения человека во Христе не имеет значения, Земля ли вращается вокруг Солнца или Солнце — вокруг Земли. Поэтому старушка из маленькой деревни и академик могут иметь различный уровень научных знаний о материальном мире, но в то же время и старушка, и академик могут иметь христианское религиозное мировоззрение, быть верующими христианами и спастись во Христе. Несмотря на значительную практическую пользу от многих научных достижений, повышающих качественный уровень нашей материальной жизни, наука не может быть спасительным мировоззрением, ведущим нас ко встрече с Богом и ближними в вечной жизни. Это дано только христианскому мировоззрению.

Виктор Науменко

Комментариев нет:

Отправить комментарий