15 ноября 2012

ЕКАТЕРИНА ДЯТЛОВА: «ЕСЛИ МЫ БУДЕМ НАСТОЯЩИМИ ХРИСТИАНАМИ, ТО ЛЮДИ НЕ СТАНУТ УХОДИТЬ ИЗ ПРАВОСЛАВИЯ»

Все, кто сталкивался в Киеве с церковным служением для слабослышащих людей, знают Екатерину Дятлову — одного из ведущих специалистов по сурдопереводу в Украинской Православной Церкви, активиста общины глухих при столичном Троицком Ионинском монастыре и сотрудницу телеканала «Глас». А теперь она еще и многодетная мама. Но мало кто знает, что, прежде чем прийти в Церковь, Екатерина побывала в протестантской общине. Об этом и зашла речь в нашем разговоре.

— Как Вы пришли к вере?
— Во мне жила память о том, как в детстве бабушка водила меня с сестрами в храм на праздники. Она учила нас молитве «Отче наш». Когда мы засыпали, бабушка каждый вечер молилась над всеми нами. В 14 лет я впервые попала в Киево-Печерскую Лавру на экскурсию, организованную для нашей группы преподавателем математики. Экскурсоводом был студент духовной академии, который вскоре принял постриг. (В настоящее время он наместник одного из столичных монастырей.)

Меня поразила его искренняя вера, было понятно, что Православие — это основа его жизни. Вторую экскурсию нам проводил другой академист (ныне — насельник Лавры). И его вера также зажгла во мне огонек. Так я пришла к убеждению, что если есть такие люди, значит Православная вера — это не просто часть нашей культуры, а нечто более глубокое.

— Почему же тогда Вы оставили Православие и стали посещать протестантские собрания?
— После экскурсий в Киево-Печерскую Лавру я стала ходить на богослужения, но многое было не понятно. Книг не хватало. Я старалась слушать проповеди на богослужениях, однако на многие вопросы так и не нашла ответов. Мне было очень важно понимать слова молитв и песнопений, значения Таинств и все, что касается веры. А я тогда не знала, что в Лавре открылась воскресная школа. И тут мой знакомый рассказал, что знает одну церковь, где много рассказывают о вере. Пошла туда. Я была насторожена: знала о сектах и очень боялась там оказаться.

Служение мне показалось примитивным. Но пастор понятным языком рассказывал о Боге. Его проповеди были не абстрактными, а очень жизненными, основанными на личном опыте. Люди там называли себя «просто христианами». Они с готовностью могли посвятить много времени человеку, у которого возникали духовные вопросы. Мне понравилась именно искренность этих людей. Они были радостные... В эту протестантскую организацию я ходила около года: посещала их воскресные служения, молодежные собрания и будничные встречи по изучению Библии, работала в летних лагерях, организованных американскими спонсорами для детей из многодетных и неблагополучных семей.

— Опишите процесс привлечения новых членов в секту.
— Каждого нового человека там окутывают теплом и вниманием, не навязываются. Это процесс «евангелизации», по их терминологии. Раздаются листовки с приглашением на концерт, где будут рассказывать о Боге. Туда люди шли по своей воле.

— С кем Вы повстречались в этой организации?
— Там были очень образованные люди, в основном молодежь. Были и родители молодых людей. Все они старались быть «горячими» христианами, как призывал пастор. И пастор был тоже очень искренний человек. Он перевез свою жену с восемью детьми в Киев, снимал простое жилье. Его дети учились в наших школах, закончили здесь вузы, вели молодежные собрания. Я с уважением вспоминаю о них. Единственное, жаль, что наши соотечественники, посещавшие ту организацию, сначала не вникли в суть Православной веры. У них было весьма поверхностное представление о Православии.

— Можно ли современным православным чему-то поучиться у протестантов в плане миссионерской деятельности и организации общинной жизни?
— Уверена, что да. Почти все, кто там посещает служение, так или иначе, занимаются миссионерством. Кто-то участвует в постановках, кто-то работает с детьми во время служений, кто-то играет на гитаре и поет для молодежи, кто-то посещает больных, кто-то переводит проповеди, а кто-то просто предоставляет свое жилье для проведения молодежных собраний. Кроме того, выделяется много финансов на книги, наглядные пособия, материалы для поделок, канцелярские принадлежности, аренду здания для организации детских лагерей, закупку туристического снаряжения для проведения выездов на природу и др.

Если человек полностью посвящает свое рабочее время делам миссионерства, то ему выплачивается достойная зарплата. Пасторы активно помогают во всем. Все живут единой общиной. Проблемы одного человека становятся общими. Благополучие конкретного члена организации на деле оборачивается поддержкой для кого-то нуждающегося. Это я увидела именно в той организации, где лично была.

Православным можно поучиться у них, как жить настоящей общиной, где носят тяготы друг друга (см.: Гал. 6: 1). Также, я думаю, нам нужно учиться не только надеяться на Бога, но и самим не плошать...

— Как к Вам пришло убеждение в истинности Православия и что стало причиной возвращения в Церковь?
— Неоднократно происходили «случайные» встречи в Лавре с одним из экскурсоводов, о котором я говорила выше. Он отвечал на многие мои вопросы. И хотя в протестантской организации говорили, что их вероучение не отличается от православного, но все-таки определенные «нестыковки» были. В этом мне постепенно помогли разобраться при «случайных» встречах. А потом меня пригласили в Лаврскую воскресную школу для взрослых (тогда ее возглавлял отец Лонгин (Чернуха)).

Привели меня сначала в третий класс. Многое казалось непонятным. Как сейчас помню, излагали тему «Учение святителя Григория Паламы о Божественных энергиях». Я занималась на лекции тем, что выписывала в столбик непонятные слова. Меня повели в первый класс. Все, что преподавали здесь, оказалось для меня доступным. Тот же класс посещало много таких «учеников», как я. Учителями трудились студенты семинарии и академии. Думаю, наше общение было взаимно полезным: студенты учились говорить с людьми, а мы обогащались их знанием Православия.

Обо всех них можно сказать много теплых слов. Главное — они показали нам глубину и суть Православия. Все стало на свои места. Уже не нужно было ходить в другие организации. Учащиеся нашего класса очень подружились: до сих пор поддерживаем друг друга и считаем большим даром Божиим наше знакомство между собой и с преподавателями Лаврской воскресной школы.

Решающим в выборе Православия для меня стало осознание, что такого опыта, которым богата Православная Церковь, нет нигде. Именно в Православной Церкви Причастие — это не просто воспоминание о Жертве Христовой, а единение с Самим Христом. И чтобы это единение произошло, нужно серьезно готовить свою душу. Также у протестантов примитивен алгоритм спасения: «Вот, Христос уже всех спас — остается только радоваться и веселиться». Но ведь нужно еще и трудиться, чтобы хоть чуточку стать достойными принесенной за нас Жертвы. Нужно привыкать к Божественному свету, иначе потом этот свет может нас просто ослепить...

— Каковы, на Ваш взгляд, основные причины того, что в секты попадают крещеные в Православии люди?
— Главная причина — люди не знают своей веры, в которой были крещены. Оглашение необходимо, а если крестят младенца, то нужно беседовать с родителями и крестными. Также, к сожалению, мы, православные, иногда даем поводы для соблазна, порой забываем о любви.

Однако я знаю и пример заботы о впервые приходящих в храм (в одном из столичных монастырей). Это инициатива самих прихожан. По благословению настоятеля, кто-то из прихожан становится у столика со свечами и с православными журналами: новый человек заходит в храм и сразу их видит. Его тепло встречают и помогают разобраться в вопросах веры.

— Что нужно сделать Церкви для того, чтобы люди не попадали в секты?
— Нужно оглашать, просвещать, чтобы не давать повода ищущим повода (2 Кор. 11: 12). Нам, чадам Православной Церкви, нужно учиться любить образ Божий в себе и любить ближних, стараться иметь живое общение с Богом. Уверена: если мы будем настоящими православными христианами и нашей главной проповедью станет наша христианская жизнь — люди не будут уходить из Православия.

Беседовал Олег Карпенко

Комментариев нет:

Отправить комментарий