21 ноября 2012

«И ВРАГИ ЧЕЛОВЕКУ — ДОМАШНИЕ ЕГО...»

«Хочу спросить: нет ли противоречия между евангельскими словами о том, что враги человеку — его домашние, и апостольским утверждением о необходимости заботиться о своих домашних?»

Игорь, г. Киев

Слова Христа «…Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его» (Мф. 10: 35-36) могут вызвать у человека сложные чувства. О чем говорит здесь Господь? Означает ли, что вера во Христа должна быть связана с раздорами и нестроениями в семье? И что тогда понимать под словами апостола Павла: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8)?

Эти слова Христа входят в наставления 12-ти апостолам во время призвания их на проповедь. Из контекста десятой главы Евангелия от Матфея мы видим, что Христос посылает учеников с проповедью о Царстве Небесном в непростую, опасную миссию: «Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас… Предаст же брат брата на смерть, и отец сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Мф. 10: 17, 21-22).

В таких условиях очень важно сохранить веру в обетованного Мессию: «Итак всякого, кто исповедует Меня перед людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10: 32-33). После таких предупреждений и звучат слова Господа: «…и враги человеку — домашние его» (Мф. 10: 35).

ВЕТХОЗАВЕТНОЕ ПРОРОЧЕСТВО

Обратим внимание, что здесь Христос цитирует Ветхий Завет: «Горе мне! ибо со  мною теперь — как по собрании летних плодов, как по уборке винограда: ни одной ягоды для еды, ни спелого плода, которого желает душа моя. Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело.

Лучший из них — как терн, и справедливый — хуже колючей изгороди, день провозвестников Твоих, посещение Твое наступает; ныне постигнет их смятение. Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка — против свекрови своей; враги человеку — домашние его. А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня» (Мих. 7: 1-7).

Современный богослов и миссионер игумен Петр (Мещеринов) отмечает, что в этом ветхозаветном тексте находится прикровенное пророчество об апостольской проповеди: «День провозвестников Твоих, посещение Твое наступает» (Мих. 7: 4). Пророк Михей говорит о том, что «провозвестие» будет совершаться в условиях нравственной деградации, настолько сильной, что и домашние будут врагами человеку, проповедующему истинного Бога и духовную жизнь. Поэтому значение этих слов — напоминание о пророчестве и о том, в каких условиях будет совершаться апостольское служение: в деле проповеди домашние скорее мешают, чем помогают.

Сам Господь говорил об этом: «Не бывает пророка без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем» (Мк. 6: 4), — потому что именно у своих домашних Христос встретил смущение и неверие. Слово «враги» нужно воспринимать здесь не в абсолютном смысле, что — всегда и во всем враги. Библейский язык часто «поляризирует» понятия; в этом контексте «враги» значит «не друзья», не помощники, не сочувствующие религиозной стороне жизни: истинному богопочитанию и проповеди Христа.

Блаженный Феофилакт Болгарский так толкует слова Христа: «Пророк, говоря о врагах человека между домашними его, имел в виду древних иудеев, когда произошло между ними такое разделение сына от отца: Христос же прилагает сии слова вообще к верующему, показывая, что все домашние хотящего веровать будут враги ему».

ЛЮБОВЬ К БОГ У И ЛЮБОВЬ К РОДНЫМ

Так значит ли это, что в семье верующего человека должна быть вражда? Ведь есть заповедь Божия о почитании родителей, и сам брак благословляется Церковью... Христос не отвергает ни почитание родителей, ни брак, ни семью в целом. Господь просто указывает, что любовь к Богу должна быть несравненно выше и сильнее, чем любовь к нашим родным и близким. Если наши родственники препятствуют нам быть с Богом, то тогда — они наши враги.

Один из авторитетнейших Отцов Церкви святитель Иоанн Златоуст о почитании родителей говорит: «…повиноваться им должно только в том, что не противно благочестию. Святое дело — воздавать им всякое иное почтение. Когда же они потребуют более надлежащего, не должно им повиноваться».

«БЛАГОЧЕСТИВАЯ» СПЕКУЛЯЦИЯ

И в то же время наша вера в Бога не может быть поводом для отказа в исполнении семейных обязанностей. Муж, бросивший на произвол судьбы семью под предлогом ухода в монастырь, или жена, отказывающаяся вести домашние дела из-за чтения молитв, — все это не находит оправдания.

Более того, законы Православной Церкви прямо указывают на неправомочность таких действий. Так, правилами 15 и 16 Гангрского Собора запрещается родителям оставлять без должного содержания своих детей, а детям родителей под предлогом мнимого благочестия и отшельничества.

При этом известный канонист епископ Никодим (Милаш) отмечает, что «почтение к своим родителям дети должны свято блюсти не только тогда, когда родители их православно веруют, но и тогда, когда последние веруют неправославно… и никакое благочестие не может послужить детям отговоркой в непочтении к ним».

Вот поэтому актуальны слова апостола: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8). Блаженный Феофилакт Болгарский спрашивает: «Поразмысли: если хуже неверного тот, кто не заботится о домашних, то куда причислить того, кто обижает своих? Ведь всякому для спасения недостаточно своей собственной добродетели, если он сам будучи добродетелен, не учит и не убеждает быть таковыми своих родственников».

ЛЮБОВЬ К ВРАГАМ

Когда в семье возникают проблемы на религиозной почве, то решать их надо в духе любви, терпения и взаимопонимания. Если родные становятся нам «врагами» в деле спасения, то необходимо вспомнить слова Христа: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44).

Особенно важно, чтобы мы личным благочестием — жизнью и делом — подтверждали свою веру в Бога. Для этого надо просить у Господа мудрости, чтобы исполнить Его завет: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16).

В ДУХЕ СВЯТЫХ ОТЦОВ

В завершение нашей статьи отметим, что изучение Священного Писания является неотъемлемой частью духовной жизни верующего человека. Однако в священных книгах часто используются непривычные для современного человека образы, языковые приемы, специфические конструкции. Для начинающего христианина отдельные места Библии могут быть не вполне ясными, требующими пояснения.

Но любая, даже на первый взгляд «абсурдная» фраза Библии обретает вполне понятный и глубокий смысл, когда воспринимается в контексте. Поэтому очень важно воспринимать Священное Писание целостно, не вырывая из текста отдельно взятые цитаты.

Чтение Библии требует от человека не только внимания и вдумчивости, определенных познаний в области истории и географии, но и обязательного следования святоотеческому толкованию. 19-е правило Трулльского Собора требует толковать Писание, «не преступая положенных уже пределов и предания Богоносных отцов; и если будет изследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях».

Путеводными для нас да будут слова блаженного Феодорита: «Подлинно нужны мудрость и благоразумие, как для познания и уразумения словес Божиих, так для их исполнения и соблюдения. Невозможно и уразуметь их неприявшим озарения от Духа Божия, и сохранить не пользующимся помощью свыше».

Подготовил протоиерей Николай Баранов

Комментариев нет:

Отправить комментарий