09 октября 2013

НАША ИНФОРМАЦИЯ — ЭТО СОВРЕМЕННЫЕ НОВОСТИ О ВЕЧНОМ

Накануне VІІІ Фестиваля СМИ православных состоялся наш разговор с организатором, вдохновителем, инициатором и постоянным участником всех форумов, председателем Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ протоиереем Георгием Коваленко.

— Вспомним, как все начиналось… Как возникла сама идея фестиваля, определились его цели, задачи, как все воплотилось в жизнь?
— Фестиваль СМИ — это больше, чем просто фестиваль. Это и конференция, и образовательный проект, и межличностное взаимодействие, потому что главная его цель — формирование общецерковного информационного пространства, координация деятельности епархиальных информационно-просветительских структур. И это невозможно сделать без личного знакомства людей, которые занимаются информационными проектами.

Как бы ни развивались наши технологии и коммуникации, они не могут заменить личного общения, они лишь могут привести к нему или продолжить его. Мне кажется, что фестиваль появился как раз в то время, когда медийное сообщество Церкви стало готово к тому, чтобы не просто знать друг о друге из статей, публикаций, личных страничек в социальных сетях, а чтобы действительно узнать друг друга лицом к лицу и стать соработниками.

И начинался этот проект действительно как фестиваль СМИ. Первый ФестСМИ проходил в рамках Фестиваля православного кино «Покров» и стал презентацией епархиальных, региональных проектов. В результате люди знакомились, узнавали об успехах, делах и проектах своих коллег. Думаю, нам удалось создать атмосферу взаимопонимания, т. е. понимания профессионального, понимания уникальности каждого региона, каждого проекта, каждой команды. Этому помогла не специально нами придуманная, но сознательно потом поддержанная идея проводить фестивали в разных регионах. Мы начинали в Киеве, затем у нас были Крым, Донбасс, в этом году — Львов, и вот мы вновь возвращаемся в Киев, познакомившись с Украиной православной непосредственно, увидев ее воочию, а не с подачи светских журналистов.

Ведь существуют определенные мифы о востоке и западе, о севере и юге страны, и очень часто они политически обусловлены, а у Церкви своя реальность, своя жизнь, своя информация, которой очень мало в светских СМИ. Когда мы все знакомились со Святогорском, с храмами на предприятиях в Донбассе, когда проводили экскурсии по горным монастырям Крыма, когда обходили храмы в центре Львова, то это было познавание той реальности, которую каждый из нас не смог бы почерпнуть сидя дома или из каких-то других источников. С другой стороны, фестиваль приближает нас к пониманию того, что помимо общего информационного пространства существует церковное информационное пространство, и оно создается нами.

— Сейчас, накануне VІІІ информационного форума, что Вы можете сказать о проделанной работе, о достижениях и дальнейшем развитии этого проекта?
— Каждый фестиваль уникален, у каждого из них своя задача, свой неповторимый набор мероприятий. Мы всегда пытались совместить и работу, и знакомство с регионом, и общение. Кстати, находка наших фестивалей — общение с архиереями. Это и владыка Иона, владыка Антоний, владыка Арсений, владыка Александр, владыка Филарет… На нынешнем фестивале ожидаем общения с владыкой Павлом. Такое общение совсем иного уровня, чем просто интервью. Это более интересные вопросы и более глубокие ответы.

Поскольку мы каждому фестивалю задавали свою тему, ставили свою задачу, то в этом смысле многие из поставленных задач только-только начинают осознаваться или выполняться. У нас еще большая история впереди, и, повторюсь, у форума есть несколько составляющих: фестивальная, презентационная, образовательная, познавательная, коммуникационная. И в этом смысле, я уверен, у фестиваля есть будущее. Скажем, нынешний Фестиваль, который будет проходить в Киево-Печерской Лавре, открывает для нас образовательную эпоху, потому что мы дошли до того уровня, когда стоим на пороге создания если не учебного заведения, то по крайней мере системы подготовки кадров для церковных СМИ и повышения квалификации людей, уже работающих в церковных СМИ.

Потому что «скамейка запасных» не так длинна, как хотелось бы, и какая необходима в информационном обществе. Жатвы много, а делателей мало (Мф. 9: 37). Кроме того, хотелось бы передавать и делиться тем уникальным опытом, который накоплен за последние 20 лет. Это необходимо тем, кто начинает новые проекты, тем, кто сегодня становятся руководителями информационных служб. Чтобы наши СМИ развивались на опыте и с учетом ошибок предшественников, а не начинались с нуля.

Приобретенный опыт, по всей вероятности, уже стоит систематизировать и проанализировать. Мы уже определились с форматом наших церковных СМИ, видим, что есть общего у церковной газеты и светской, церковной теле- или радиопрограммы со светской. Но у нас есть свои особенности, наши информационные поля и информационные задачи — разные. Было бы хорошо, чтобы это изначально понимали те люди, которые приходят из светской журналистики в церковную. И, наоборот, чтобы церковный человек, работая в светских СМИ, понимал специфику своей работы. Поэтому мы сознательно назвали наш фестиваль именно фестивалем СМИ православных. Подразумевая, что бывают сугубо православные СМИ, а бывают СМИ, которые делают православные люди.


— Может быть, есть смысл приглашать светских журналистов на подобные мероприятия?
— У нас на одном из фестивалей был такой опыт. Тогда мы знакомили нашу аудиторию со светскими специалистами, а светских журналистов — с нашими. Мы обменивались мнениями и опытом работы. На этом фестивале мы продолжим такое общение, но несколько на другом уровне. Нами запланированы круглые столы и мастер-классы, в которых будут принимать участие руководители общенациональных теле- и радиоканалов, самых тиражных газет Украины, религиоведы и профессора Института журналистики. И мы даже нашли нужную форму.

Мы не просим светских профессионалов учить церковных профессионалов, а предлагаем поделиться своим опытом, рассказать о собственных успехах и неудачах, о тенденциях в СМИ. И подобное общение с ведущими профессионалами в журналистике может помочь церковному журналисту или главе информационной службы применить полученные знания на практике. И самое важное, чтобы была духовная польза как для делателей, так и для тех людей, для которых создаются церковные средства массовой информации.

— В чем, собственно, главная разница между светскими и церковными СМИ?
— На сегодняшний день тенденция светских СМИ – все меньше информировать, все меньше анализировать и все больше развлекать, пугать и манипулировать. Церковные же СМИ хотят воспитывать, просвещать, здесь неприемлемы манипулирование, эксплуатация людских страстей, передергивание фактов в угоду какому-либо редакционному формату, искажение действительности, виртуализация. Нам надо говорить о реальной жизни, при этом цель должна быть воспитательная и просветительская. Церковь не может отказаться от своей главной функции — вести ко Христу. Если церковные СМИ этого не делают, не рассказывают о Христе, об опыте жизни во Христе, то в них вообще нет смысла. Поэтому и отдел наш называется информационно-просветительский, чтобы никогда не забывать, что наша задача не только информировать, но и просвещать. Наша информация — это современные новости о вечном. Евангелие — это Благая весть, можно даже сказать, добрая новость. Это всегда новость о том, что Христос воскрес и присутствует в нашей жизни; что святые являются нашими помощниками и покровителями; что возможно достижение спасения; что люди, которые идут этим путем спасения, есть среди нас, они могут поделиться духовным опытом.

В этом смысле церковные СМИ должны быть правдивы, но это не та правда, которая у каждого своя, а Правда Христова. Церковные СМИ должны быть и терпеливы, и снисходительны, и любвеобильны, и этим тоже отличаются наши форматы. Хотя все то же самое можно сказать и о некоторых светских проектах, которые делаются церковными православными людьми, пытающимися жить в соответствии с заповедями и по Евангелию. Отсюда следует одна из задач церковных СМИ — помогать людям сформировать православное мировоззрение, православный взгляд на жизнь.

Ведь сегодня упорно формируется новая медиа-реальность: телевидение — как кино, жизнь — как ток-шоу. Когда в угоду формату, рейтингам, иным задачам даже новости делаются по сценарию, т. е. искусственно создаются. Иногда это напоминает «министерство правды» Оруэлла, виртуальный, несуществующий мир. А на самом деле проблема виртуализации решается просто — для нас интернет лишь продолжение реальности, а не ее подмена или замена.

В сети мы никогда не должны прятаться за «никами», даже если хочется таким конспиративным способом добиваться правды или справедливости, мы всегда должны быть сами собой, тогда средства коммуникации нам помогают. Если же мы раздваиваемся или убегаем в виртуальный мир от реальных проблем, либо играем в конспирацию или тайные общества, то уходим от реальности и поддаемся тем искушениям, которые преодолел Христос в пустыне. Путь манипуляций, страха и насилия ко спасению не ведет.

— Но здесь для церковной журналистики есть сложности. Поскольку все светские СМИ направлены на то, чтобы как можно больше привлечь внимание аудитории, завлечь, заинтриговать, то, как церковным СМИ противостоять этому, чтобы не быть скучными, не впасть в морализаторство? Быть интересными, но не развлекательными?
— Мне кажется, что сегодняшний мир (который все больше становится персонифицированным, когда лидеры мнений — это реальные люди и когда мы все сидим в социальных сетях) как раз может нам помочь. Когда мы говорим не от имени всей Церкви, на что имеют право только Соборы или первоиерархи, — мы говорим от себя и о себе. Мы вынимаем бревно из собственного глаза, а не пытаемся вынуть соринку у кого- то, когда рассказываем о том и призываем к тому, во что сами верим, и обсуждаем те проблемы, которые нас самих интересуют. В этом смысле Евангелие, христианство передается из уст в уста, от человека к человеку. Живой опыт всегда интересен, поэтому мы говорим о необходимости создания собственного информационного пространства, где мы знаем друг друга, где мы интересны друг другу, где мы обсуждаем наши общие проблемы.

Сейчас очень много говорят о секуляризме и секуляризации, но по отношению к Церкви это проблема не столько внешняя, сколько внутренняя. Секуляризация проникает в среду христиан. Мы секулярные люди, если для нас новости о земном интереснее, чем информация о небесном. Мы секулярны, если больше верим политикам, чем иерархам. Мы секулярны, если бездумно доверяем светским СМИ в церковных вопросах, не разбираемся в реальной жизни, в реальной ситуации в Церкви.

Тогда это наша внутренняя проблема, и преодолеваться она должна внутри нас: начинай с себя, а не с попыток бороться с какими-то внешними, иногда придуманными жупелами, которыми мы пугаем других, выстраивая некую границу, забор вокруг себя. Христос не говорил нам закрыться, Христос говорил: идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28: 19), т. е. необходимо научить их всему, что Он заповедал. В этом смысле очень важно посмотреть на самих себя, насколько в нашей жизни присутствует Евангелие, насколько наше мировоззрение соответствует ему, насколько то, что мы читаем, смотрим, и те темы, которые мы обсуждаем, касаются дела спасения нашей души, насколько они соответствуют заповедям.

Современное информационное общество построено на нарушении заповедей, на лжи, осуждении, эксплуатации и зависти. И вот тут как раз нужно не столько обличать общество, сколько выстраивать, обустраивать свою церковную общину. А ведь слово «община» и слово «общение» происходят от одного корня. Наше общение между собой, в том числе и при помощи средств массовой коммуникации, и есть наше главное делание, а это всегда интересно. Если мне интересен другой человек, интересны его мысли — значит, мне будет интересно и то, что он делает.

Это одна из главных задач нашего фестиваля — стать интересными друг для друга, стать подлинной церковной просветительской общиной. В чем-то это и реализация принципа соборности Церкви. Наш фестиваль можно назвать информационным собором или собором информационных делателей. И нам бы очень хотелось, чтобы этот дух подлинной церковной соборности, дух любви, желание служить Богу и ближним были тем главным, ради чего мы собираемся на фестивале СМИ православных.


— А каким образом к этой соборности привлечь людей из тех епархий, которые еще не принимали участия в форуме?
— Я сразу вспоминаю притчу о ближнем и вопрос: кто твой ближний? Прежде чем спасать всех, надо обратить внимание на тех, кто уже с нами. Поэтому мы рады, что большинство епархий принимает участие в фестивале. Как показывает наша социология и аналитика, это именно те епархии, которые реально занимаются информационной деятельностью, т. е. нет такого, что в епархии что-то делается на информационной ниве, а она участия не принимает. Есть епархии, у которых информационная деятельность пока в зародыше или в потенциале, но мы регулярно, через правящих архиереев, приглашаем их журналистов на фестиваль.

Мы не используем админресурс. 10—20 % новых людей появляются на каждом фестивале, и мы вполне можем увидеть и услышать их уникальность, дать им себя презентовать, почувствовать себя частью сообщества. Я думаю, что это естественный процесс, его не нужно форсировать. Как говорится, всему свое время, плод должен дозреть. К тому же не нужно и о себе думать лишнего, не нужно «спасать» Церковь, это Церковь нас спасает, и мы в Церкви спасаемся. Нужно просто делать свое дело максимально хорошо и объединяться ради этого с единомышленниками. Нужно уметь увидеть в другом человека не менее способного, не менее умного, не менее верующего, не менее ответственного, не менее профессионального, чем ты.

В этом, кстати, еще одно отличие церковных СМИ — у нас если и есть конкуренция между проектами, то у нее иная природа, иные задачи, а если есть разногласия, то они должны выявить по-настоящему мудрых, способных, талантливых, и все мы этому должны вместе радоваться.

— Отец Георгий, чего Вы ждете от грядущего Фестиваля в Киеве? Полагаете ли какие-то особые надежды на него?
— Мы ждем новых встреч, новых людей. Хотели бы познакомить наших соработников с последними тенденциями в медиапространстве, чтобы понимать, куда и как движется все информационное общество.

Мне бы хотелось, чтобы на этом Фестивале появились образовательные проекты. Чтобы удалось создать в будущем современную базу для обучения, подготовки, повышения квалификации специалистов в области церковных медиа. Единственный способ подготовки таких кадров — передача нашего реального, уникального опыта, и не только киевского. Этот опыт есть во многих регионах: в Луцке, Донецке, Днепропетровске, Одессе, Виннице, список можно продолжать. Создать необходимую нам и эффективную систему образования — это наша цель. Мы будем сеять семена и надеяться, что они упадут на подготовленную почву и дадут плод.

Беседовала Елена Головина

Комментариев нет:

Отправить комментарий