25 октября 2013

В ХРАМ ИДУТ НЕ ОДНИ СТАРИКИ

Духовный опыт человека неповторим, и каждый идет к Богу своей дорогой. Но среди нас — православных — есть люди талантливые и гениальные, чей путь к Господу особенно интересен. Один из них — Владимир Талашко, народный артист Украины.

В его творческом активе — первые роли в кинофильмах «В бой идут одни “старики”» (1973), «Как закалялась сталь» (1973), «Капитан Немо» (1975) и во многих-многих других. Актеру исполнилось 67 полных лет, но его жизнелюбие и энергичность не иссякают.

Владимир Дмитриевич возглавляет отдел дикторов и ведущих на телеканале «Глас», он преподает в Национальном университете театрального искусства имени И. Карпенко-Карого, участвует в кинофестивалях, проводит творческие вечера, помогает храмам, поддерживает православные волонтерские проекты и… этим его деятельность не исчерпывается. Видимо, известная реплика его киногероя — «Будем жить!..» — была совсем не наигранной.

— Каждый человек идет к Богу своим, уникальным путем. Как, когда и почему Вы пришли в Церковь?
— Начало этого пути — где-то в детстве. Меня крестили, когда я был совсем маленьким. Отец работал тогда железнодорожником в г. Ковель на Волыни. Времена были очень тяжелые. Бабушка тайно отнесла меня в храм, отец вроде бы не догадывался. Хотя, наверное, все же знал об этом.

А первые, уже осознанные шаги на пути к Церкви я сделал лет в шесть–семь, на Донбассе. Тогда в нашем городке не было храма, и мы с бабушкой ходили на богослужения за несколько километров. Помню, идет бабушка, а мы — маленькие — за ней бежим, играем в казаков-разбойников... А у часовни замедляем шаг, прекращаем смех, зажигаем свечи, смотрим, как молятся взрослые. Что-то там детская душа чувствовала... Вот так и бегали по донбасским тропкам в храм.

Впоследствии — уже в третьем–четвертом классе — часто ходил в церковь. Когда учился в Донецком горном техникуме, забегал время от времени. Сейчас понимаю, что «забегать» в храм не совсем хорошо, его нужно посещать неспешно, сосредоточенно, понимая, зачем ты это делаешь. Вообще-то, необходимо находить как можно больше времени для Бога, для размышлений о Нем, о себе, о жизни, а не забегать в храм от случая к случаю. Хотя случается, что жизнь подгоняет.

— Обычно люди бегут в храм попадая в сложные жизненные обстоятельства.
— И это понятно! У меня, например, было счастливое детство — были родители, родные, друзья, учителя. Однако я очень рано столкнулся со смертью — это типичная ситуация для шахтерского края. Все мы смертны, как говорится, но в семьях шахтеров тревожные жизненные нотки были очень ощутимы. Я умолял Господа сохранить жизнь деду, отцу, брату, которые работали на шахте... И Бог услышал мои молитвы! Исполнил Он и мое искреннее желание — стать актером. Однажды, во время выступления студентов нашего техникума в Москве, на меня обратил внимание Михаил Амитов — главный режиссер Донецкого театра — и пригласил меня учиться.

Кстати, считал, считаю и буду считать, что учиться никогда не поздно и не стыдно. Прискорбно, когда человек ленится и не стремится к знаниям, к самосовершенствованию. Об этом мне говорили мои учителя Кость Петрович Степанков и Николай Павлович Мащенко. Об этом я и сам говорю своим студентам, и всегда радуюсь, если кто-то из них знает то, чего не знаю я. Сейчас для познания есть все условия — интернет, электронные книги...

Но иногда просто удивляешься, как молодые люди относятся к своему образованию. Как-то спрашиваю у абитуриента на вступительном экзамене в театральный вуз, кто автор прочитанного им монолога. Тот говорит: «Автор неизвестен». Задаю уточняющий вопрос: «Может, интернет?..». Слышу в ответ: «Точно! Интернет!». Печально от этого.

Но еще печальнее, если человек не хочет знать своего Бога. Молитва, вера, благотворительность — это крылья, поднимающие над трясиной обыденности, возносящие нас к небу, делающие ближе к Господу. Жизнь человека не может быть полноценной без Бога. Хотя при этом очень важно, чтобы вера была искренней, а не демонстративной.

— В советское время Вы не скрывали симпатии к Церкви и даже способствовали крещению многих знаменитостей. Страшно не было?
— Я не был особенно смелым во времена, когда исповедовать веру надо было с осторожностью. Но и тогда, поверьте, умных людей было немало — все под Богом ходили и ходим. Люди хотели креститься и делали это. И комсомольцы, и даже члены партии. Среди моих знакомых были священники, и я не отказывался поспособствовать, если у кого-то возникало желание креститься в Церкви или крестить детей. Это — Божие дело. Чего же мне было бояться?..

Среди актеров, кстати, было немало верующих. Николай Гринько — верил в Бога, хотя и был членом партии. Владислав Дворжецкий — верил, Всеволод Сафонов — верил, Владимир Высоцкий — верил... Не раз мы говорили о Боге, о смысле человеческого существования, о страданиях с Иннокентием Смоктуновским... Николай Павлович Мащенко, который получил главный приз всесоюзного кинофестиваля в 1975-м за киноленту «Как закалялась сталь», был верующим.

Так же и Кость Петрович Степанков. Эти личности не афишировали свою веру, не рассказывали о ней налево и направо, но о таких вещах и вряд ли следует всегда говорить, если ты, конечно, не священник. Мы должны проявлять веру своими поступками, добрым отношением к окружающим и критическим — к самим себе.

Это я назвал только мужчин. О женщинах забыл! О Римме Марковой, Людмиле Гурченко, Людмиле Чурсиной, Аде Роговцевой... Чтобы там о них не говорили и не писали — они были верующими. Да и, наконец, разве есть на свете неверующие люди? Разве кто-то хоть раз в жизни не обращался к Богу в случае опасности, неопределенности? В этой жизни каждый несет свой крест. Но не все, к сожалению, регулярно посещают храм, хотят стоять на службе, ограничивать себя во время постов. Для многих это трудно. Но все это нужно делать. Хотя (улыбается) слышал, что больные, беременные и актеры могут не поститься.

— А почему Вы считаете, что актеры могут не поститься?
— Такова жизнь на площадке: во время съемок иногда приходится не есть и не пить даже тогда, когда поста нет.


— Что побудило Вас к первой сознательной Исповеди?
— Этот поступок — не для галочки... И могу сказать, что исповедоваться нужно как можно чаще, чтобы быть ближе к Богу. Я — неудачный пример в этом смысле. В последнее время много об этом думаю, но не всегда спешу бежать к батюшке. Считаю, что к Таинству Исповеди следует хорошо готовиться. Этот поступок должен быть мотивирован стремлением стать лучше... А иначе — какой смысл? Хотя, как говорят мудрые люди, тем, кому уже не 17 и не 25, следует чаще обращаться к Богу, задумываться не столько о земном, сколько о небесном. Но это не значит, что надо «выпрыгнуть» из земной жизни — наоборот, надо спешить делать добрые дела... «Будем жить!» — как говорил герой из кинофильма «В бой идут одни “старики”».

Я с большим сомнением отношусь к самой возможности внезапного изменения мировоззрения человека. Конечно, бывают такие случаи, как, например, с апостолом Павлом или с разбойником, который исповедал Иисуса Христа Богом. Однако мне близки слова священников, с которыми я имею счастье сотрудничать на телеканале «Глас», о том, что человеку приходится разобрать крышу над головой, чтобы приблизиться к небу.

А вообще, ощущение присутствия Бога измеряется в жизни минутами. Однако место для Бога должно быть в каждой душе. Собственно, вера, воплощенная в добрых делах и в уклонении от зла, делает нас людьми. К этой мысли я пришел постепенно. И мне, кстати, не стыдно вспоминать о том, что когда-то я играл роль в комсомольской киноленте или, например, в военно-патриотической. Поскольку я пытался делать свое дело хорошо, так, чтобы не было стыдно, и это — главное.

— Способствует ли вера в Бога творческому вдохновению?
— Еще бы! Весь коллектив телеканала «Глас» посещает богослужения, и это — правильно. Если бы работники других каналов чаще обращались к Богу, информационное пространство страны было бы чище. Но я не идеалист. Окружающий мир не может измениться в одночасье. Даже один человек не может измениться сразу только лишь собственными усилиями...

И я, например, рад тому, что являюсь одним из первых актеров, которые на видео записали на украинском языке Закон Божий, что являюсь автором программы «Доброе слово». Мне все это было нужно не для заслуг перед Родиной или перед Церковью... Это — мои шаги на пути к Богу. Так же, как и крестный ход на фестивале «Золотой витязь» в Хабаровске, куда меня однажды пригласили. Кстати, интересное мероприятие — объединяет и кино, и телевидение, и книгу, и другие виды искусства. И там был крестный ход — вера в Бога и интерес к культуре нас объединили. Нас — это молодежь и людей почтенного возраста.

А однажды услышал от священника, что было бы хорошо нашим хористам на клиросе подарить икону. И почувствовал желание помочь — мой знакомый художник написал две иконы, которые сейчас украшают наш храм... Не знаю, украшает ли меня то, что я об этом рассказываю. Ибо «я» — это последняя буква в алфавите, как меня когда-то научили.

— Разве христианин не должен быть примером для других?
— Ну, если так говорите, тогда еще пример — в моей родной Макеевке построен новый большой Георгиевский храм. И я подарил ему прекрасную икону великомученика Димитрия Солунского — ее написал знакомый священник, просто мастер иконописи. И я счастлив, что сейчас за помощью к святому Димитрию Солунскому обращаются семьи и вдовы шахтеров, «афганцы», школьники, студенты, в общем, мои земляки. Не раз в этом убеждался — мы ежегодно проводим в Макеевке кинофестиваль, посещая который непременно захожу и в храм.

— В этом году Украина празднует 1025-летие Крещения Руси. Какие, на Ваш взгляд, наиболее существенные изменения произошли в церковной жизни за последнее время?
— Самая большая трагедия — это, наверное, раскол. Зато очень хорошо, что сейчас восстанавливают храмы. Чрезвычайно досадно, что просто погибают библиотеки, дома культуры, прозябают — особенно в регионах — театры и кинотеатры. Хотел бы ошибаться, но улучшения в культурной жизни, видимо, не ожидается, ведь и сейчас многое держится на людях, которым за 40, за 50. И таких энтузиастов с каждым годом становится все меньше.

Вот и Николай Павлович Мащенко уже не с нами. В мае, когда его хоронили, было много желающих сказать, каким он был человеком... И это правильно, и еще много чего нужно было сказать. А вот я — промолчал. Не потому, что глупый или слишком умный... Просто каждый раз, когда я обращаюсь к ветеранам, в частности и в присутствии руководства страны, то говорю словами героя из известной киноленты. И это — благодарность от ученика своему учителю.

Кстати, председатель Синодального отдела по делам молодежи УПЦ епископ Иона пригласил меня выступить перед молодежью в Ионинском монастыре в Киеве. Я был необычайно поражен и аудиторией, и атмосферой... Эту молодежь интересовали и кино, и театр, и книги, и Господь Бог... А я имел честь говорить в храме, где горели лампадки перед иконами — там, где я уже давно привык молчать, слушать, всматриваться. Как оказалось, кое-что из сказанного тогда мной имеет какое-то подтверждение в Священном Писании...

Меня пригласили выступить еще. И людей собралось гораздо больше, чем на моих творческих встречах. Я выступал и в Колонном зале в Москве, и во Дворце «Украина» в Киеве, но такой тишины, такого понимания и внимания, как в Ионинском монастыре, не встречал. Это были минуты счастья!.. Возможно, кто-то из молодых слушателей в будущем станет актером, ведущим или диктором. Последняя мысль и вдохновила открыть собственную актерскую мастерскую — желание учиться уже изъявили 23 человека.

— Вы ведь еще и в университете имени Карпенко-Карого преподаете. Откуда такое стремление и столько сил для деятельности?
— Наверное, это все от жадности! Но не к деньгам и не к признанию. Моя жадность — к работе. И я рад, своему такому недостатку… Кстати, недавно на волонтерских началах еще и сказки для детей помог озвучить!.. Это в рамках проекта сказкотерапии, проводимой в центре токсикологии больницы «ОХМАТДЕТ». Сейчас эти сказки выложили в свободном доступе в интернете — там есть и печатная, и аудиоверсия нашего сборника (kazki.com.ua — Ред.). И это правильно — родителям, которые не успевают читать сказки сами, пригодятся произведения в исполнении профессиональных дикторов и актеров. Чужих детей, как говорится, не бывает. Не случайно Церковь благословила издание этого сборника. Пока есть вера — есть и надежда на культурное возрождение!

Беседовал Вячеслав Дарпинянц

Комментариев нет:

Отправить комментарий