19 января 2013

В ПОГОНЕ ЗА БЛАГОДАТЬЮ

«Днесь вод освящается естество…» Великое освящение воды издревле украшало торжественность богослужения праздника Богоявления, став неизменной ее частью. Богоявленская вода — особая святыня (в православной литературе называемая великой агиасмой), которая принимается с трепетным благоговением и с Божиим страхом.

Страх Господень определяется в Священном Писании как начало мудрости. И именно этой мудрости (о чем свидетельствует церковная практика) не хватает многим людям, активно пробирающимся к данной святыне и расталкивающим ближних для скорейшего ее получения.

Почему так происходит? Одна из причин кроется в суеверном представлении о том, что именно первые получающие крещенскую воду сподобляются особой благодати, поэтому и вода, взятая из первых рук, как бы «более благодатная». Такое представление о благодати глубоко невежественно, ведь она, по слову апостола, подается лишь смиренным; людям гордым и грубым, как известно, наоборот, Бог противится (см.: Иак. 4: 6).

Может, для получения благодати Божией необязательно в жизни что-то менять, достаточно довольствоваться лишь приобретением богоявленской воды — ведь она же святая, а значит, и благодатно действующая?

Такие мнения рождаются у тех, кто представляет святую воду неким магическим атрибутом, который действует сам по себе. Однако в церковных священнодействиях нет никакого магизма: вода после освящения остается той же водой, с прежним химическим составом. Она, как и любая другая святыня, не действует сама по себе: через святыню совершает Свое действие Бог. Поэтому люди, не ищущие путей Господних, не обретут благодати даже в том случае, если выльют на себя ведро крещенской воды.

В притче о Страшном суде Христос говорит о том, что все, что мы делаем людям (которых Он называет Своими «братьями меньшими»), — делаем Ему. Чего тогда стоит ожидать от Господа после толканий и распихивания людей во время раздачи великой агиасмы?

Причиной давки и толкотни здесь видится также и неизжитая советская ментальность многих бабушек, которые во времена былые спешно хватали то, что раздавалось дешево или бесплатно. При этом им невдомек, что получаемого «продукта» хватает в храмах в избытке.

Еще одна причина спешного приобретения святыни, как ни странно, — иногда и в самих прихожанах, искренне верующих в евангельские слова, читаемые во время малого освящения воды: иже первее влазяше по возмущении воды, здрав бываше (по-русски: кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал (Ин. 5: 4)).

Речь идет об особой купальне в Иерусалиме, где некогда раз в год совершалось исцеление. Но именно Сам Христос и «нарушил» этот порядок, исцелив того, кто не успел оказаться «первым влазящим». Отныне для исцеления необходимо не первенство в скорости, а вера, ибо все возможно верующему (Мк. 9: 23), для чего необходимо иметь веру хотя бы с горчичное зерно (Мф. 17: 20).

Относительно тех, кто стремится быть первым, — Господь Иисус говорит о печальной участи таковых (к примеру, в словах о первом и последнем месте на браке (Лк. 14: 8–10)). А Его изречение многие же будут первые последними, и последние первыми (Мф. 19: 30, Мк. 10: 31) известно каждому, поэтому многие прихожане и не спешат с получением воды, освященной на праздник Крещения Господня, уступая тем, кто стремится это сделать как можно раньше.

Протоиерей Виталий Эйсмонт

Комментариев нет:

Отправить комментарий