04 января 2013

ДАРЫ НАУЧЕННЫХ ЗВЕЗДОЮ

Родившемуся Богомладенцу Христу три восточных царя, их называют еще волхвами, принесли богатые дары. Волхвы эти были не только правителями, но и учеными: они наблюдали небесные светила и, когда заметили на востоке чудесную звезду, пошли за ней на поклонение Богомладенцу.

Предание сохранило их имена: одного звали Валтасар, другого — Гаспар, третьего — Мельхиор. В дар новорожденному Христу они взяли золото, ладан и смирну. Золото приносили в дар царям. Ладан, дорогую ароматическую смолу особого дерева, в древности подносили в знак великого благоговения. Смирной, дорогим благовонием, в то время помазывали усопших. Итак, волхвы принесли Христу золото как Царю, ладан как Богу, смирну как Человеку.

И эти дары волхвов сохранились до наших дней! Золото — 28 небольших пластин разной формы с тончайшим филигранным орнаментом. Ни на одной из пластин орнамент не повторяется. Ладан и смирна — небольшие, величиной с маслину, шарики, их около 70-ти.

Дары волхвов пребывают сегодня на Святой Горе Афон (Греция) в монастыре святого Павла. Ценность их, как духовная, так и историческая, неизмерима. Помещены эти величайшие христианские святыни в особые ковчеги.

Честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до Своего Успения Она передала их Иерусалимской Церкви, где они хранились 400 лет. Византийский император Аркадий перенес дары в Константинополь для освящения новой столицы империи. Потом они попали в г. Никею и около 60 лет находились там.

АФОН

…В устье ущелья, между впадающими в море горными потоками, возвышается основанный в Х в. монастырь святого Павла. В ХІV в. эта обитель была славянской, и дочь сербского правителя Георгия Бранковича Мария (Мара), будучи вдовой турецкого султана Мурата (Мурада) II, передала в обитель найденные в константинопольской сокровищнице греческих императоров части золота, ладана и смирны, принесенные волхвами в дар вифлеемскому Младенцу Господу Иисусу Христу.

По преданию, сербская царевна Мария сама хотела внести эти бесценные сокровища в монастырь, но «ей было внушено свыше не нарушать строгого афонского устава», запрещающего женщинам вход в монастыри Святой Горы. На том самом месте передачи сокровищ монахам, где когда-то стояла коленопреклоненная Мария, ныне находятся Царицын крест и часовня — памятник, запечатлевший изображения этой встречи.

…Святогорцы с особым тщанием хранят драгоценные для человечества дары волхвов в нескольких небольших ковчегах-мощевиках. Монахи хорошо понимают, как важны для всех паломников эти дары, поэтому после ночных богослужений выносят их на поклонение всем гостям обители. В январе 2002 г. игумен монастыря святого Павла архимандрит Парфениус Моренатос позволил, в порядке исключения, сфотографировать дары волхвов.

КОГДА ВОЛХВЫ ПРИШЛИ НА ПОКЛОНЕНИЕ?

Этот вопрос является спорным (см.: Православная энциклопедия. — М., 2001, т. ІХ, с. 279). Ясно, что, с учетом необходимых приготовлений к путешествию и расстояния до Вифлеема, они могли достичь его не ранее чем через несколько недель после рождения Младенца. Наиболее широкое распространение получило мнение, согласно которому волхвы прибыли в Вифлеем, когда Младенцу было уже не менее двух лет. Кстати, на это косвенно может указывать приказ Ирода «избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2: 16).

Многие церковные авторы считают, что волхвы прибыли в течение второго года после Рождения Христа, причем эта интерпретация отражена в иконографии поклонения волхвов (первые века христианства), где Младенец изображен уже немного подросшим (см.: Православная энциклопедия. — М., 2001, т. ІХ, с. 280–281). Имеется и группа авторов, склоняющихся к тому, что событие поклонения волхвов произошло на первой неделе после Рождения Иисуса.

…Волхвы пали ниц перед Младенцем, открыв свои сокровища, принесенные в дар: золото, ладан и смирну, символизирующие веру, разум и добрые дела. Волхвы поклонились Богомладенцу как Сыну Божию. Сколько именно было волхвов, библейская история умалчивает. Имеются произведения, где говорится о 2, 4, 6, 8 и даже о 12 волхвах. Учитывая, что миру известны всего три дара-сокровища, христиане с незапамятных времен стали полагать, что и волхвов тоже было три.

В VІІІ в. авторитетный историк Церкви Иаков из Варацце обнародовал имена волхвов — Гаспар (или Каспар), Мельхиор и Бальтазар (Валтасар), хотя их имена появились еще в раннем средневековье (VI в.). В некоторых повествованиях имеются данные и об их внешнем виде: Каспар был «безбородым юношей», Мельхиор — «бородатым старцем», а Валтасар — «темнокожим» или «черным».

По преданию, они происходили то ли из Персии, то ли из Аравии, Месопотамии или Эфиопии. В других источниках указывается, что они были «восточными царями», «мудрецами-астрологами», «звездочетами», ищущими истину. Вернувшись в свои родные места, волхвы стали возвещать в народе об Иисусе Христе. Имеются данные и о том, что апостол Фома посвятил их во епископы. Волхвы закончили земную жизнь приблизительно в одно и то же время, и похоронены они были тоже вместе.

КЕЛЬН

Историки спорят, были ли они «святыми королями», как их величают в Германии, где до наших дней хранятся их мощи. По преданию, мощи волхвов были обретены в Персии равноапостольной Еленой и перенесены в Константинополь, а в V в. — в Милан. О гробницах волхвов в персидском г. Сава (к юго-западу от Тегерана) сообщал в VІІІ в. Марко Поло (см.: Православная энциклопедия. — М., 2001, т. ІХ, с. 282). Известно, что в 1164 г. из Милана останки прославленных трех волхвов кельнский архиепископ Райнальд фон Дассель сначала перенес по суше на специальных подводах, а потом — на речном судне по Рейну в Кельн. Сохранились свидетельства о том, что мощи волхвов были подарены архиепископу императором Фридрихом I Барбароссой.

К святым реликвиям Кельна стали устремляться многочисленные паломники с пожертвованиями из всех близлежащих земель. Истории известно, что в немецкий город со всей Европы прибывали многочисленные религиозные процессии и потоки людей. В народе волхвы, или «три святых короля», стали называться покровителями всех путешествующих, поэтому многие путники специально приходили в Кельн, чтобы в местном кафедральном соборе поклониться волхвам, о чем написано в романе Вальтера Скотта «Квентин Дорвард».

На гербе г. Кельна и сегодня изображены три короны. Установленный праздник — «День трех святых королей» — объявлен нерабочим и ежегодно отмечается в Германии 6 января. Накануне вечером в некоторых городах и селениях можно видеть мальчиков, одетых в белые балахоны и с коронами на головах. Они ходят от дома к дому и поют песни, прославляющие «трех королей». Около городских и сельских храмов проходят театрализованные представления, изображающие приход волхвов в Вифлеем и поклонение их Богомладенцу. В каждой церкви устраиваются вертепы или рождественские ясли, где «присутствуют» и знаменитые волхвы.

По сохранившейся давней традиции, 6 января хозяин дома пишет мелом у входа или на двери начальные буквы имен трех волхвов: С + М + В и указывает год. Немцы верят, что такая надпись оберегает дом и его жителей от всех бед. Кроме того, немцы в последний раз зажигают новогоднюю елку и считают, что после праздника «трех святых королей» световой день «прибавился на петушиный шаг».

Однако вернемся в Кельн. В 1180 (1181) г. местной школе золотых дел мастера Николая фон Вердена из Мааса поручили изготовить ковчеги (реликварии) для мощей святых Феликса, Набора и Григория Сполетских, а также мощей трех прославленных волхвов. Уникальный ковчег, выполненный только в 1220 г. (по другим данным — в 1230 г.), и сегодня считают самым выдающимся шедевром средневекового искусства, а хранится он в знаменитом Кельнском соборе. Ковчег этот представляет собой трехнефную базилику с двумя нижними и одним верхним помещениями. Искусствоведы считают, что в настоящее время это произведение ювелирного искусства утратило свою завершенность не только из-за многолетнего его использования, но и из-за позднейших его реставрации и разграбления.

По материалам Анатолия Холодюка

Комментариев нет:

Отправить комментарий