22 января 2013

ВРАЧЕВАНИЕ ОТ ГОСПОДА

Наша встреча с епископом Пантелеимоном (Поворознюком) состоялась за несколько дней до декабрьского заседания Священного Синода УПЦ, одним из решений которого было назначение епископа на новую кафедру с освобождением от должности викария Киевской Митрополии и наместника Свято-Кирилловского монастыря в г. Киеве. Владыка управлял монастырем, открывшимся 14 июня 2011 г., ровно полтора года. Поэтому наш разговор шел о судьбе обители, ее прошлом и настоящем.

Известно, что Свято-Кирилловский монастырь, преобразованный из общины, которая действовала с 1993 г. на территории самой крупной психиатрической лечебницы в Украине, не только не изменил формы сотрудничества с медперсоналом больницы, но продолжает их успешно развивать.

— Владыка, Вы возглавили монастырь, который возродил свое существование через 200 с лишним лет. Как Вы восприняли это назначение?
— Действительно, Свято-Кирилловский монастырь имеет давнейшую историю, он напрямую связан с историей Древней Руси. Обитель основана, как свидетельствуют летописи, в 1139 г. великим князем Всеволодом Ольговичем, правнуком Ярослава Мудрого, перед тем как он занял киевский престол. Это место называлось Дорогожичи, здесь пересекались дороги из Киева на Вышгород, Владимир-Волынский, Чернигов. Монастырь имел и стратегическое значение, так как стоял на неприступных холмах в окружении глубоких урочищ и водных преград.

Со временем он стал княжеской усыпальницей, в Кирилловском храме были погребены сам великий князь, его супруга. Здесь был погребен и князь Игорь, воспетый в «Слове о полку Игореве». Сам Кирилловский храм (ХІІ в.), сохранившийся доныне и ставший главным храмом нашей обители, хотя и пребывает на попечении Национального музея «София Киевская» как жемчужина истории и древней архитектуры, ожил духовно, когда в нем стали совершаться литургии. Этот храм — как живая летопись с уникальными фресками, с работами выдающегося художника Михаила Врубеля — вобрал в себя за многие столетия молитвенную память наших предшественников, преподобных отцов… Вы правильно упомянули: более 200 лет назад (с 1786 г.), после реформы Екатерины ІІ, монастырь, преобразованный в приходскую церковь, прекратил свое существование…

Будучи послушником Предстоятеля нашей Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира, я принял указ о своем наместничестве как волю Божию. И когда входил под своды этого храма, то испытывал страх и трепет, понимая свое недостоинство продолжать дело святителя Димитрия Ростовского, который здесь принял постриг и был недолгое время игуменом. Поэтому обратился с молитвой о помощи Божией к Святой Троице, в честь которой был создан когда-то этот монастырь, и к покровителям сего храма святителям Кириллу и Афанасию Александрийским, Димитрию Ростовскому…

— Вы говорите о духовной связи. Но история Кирилловского монастыря имеет множество белых пятен (в послемонгольский период, например). Как возродить духовные традиции, точнее — как узнать о них?
— Наверняка в домонгольский период здесь, как и в Киево-Печерской Лавре, использовался Студийский устав общежительного монастыря. ХVII—XVIII вв. дают уже более подробную информацию о монашестве этого периода. Конечно, мы в первую очередь должны прибегать к помощи Божией и заступничеству небесных покровителей обители, о которых я уже упомянул.

Потому что монастырь — это не стены, не корпуса. Монастырь — это прежде всего братия, ее труды и молитвы. Люди, приходя в монастырь, становятся трудниками, послушниками, и они должны пройти путь испытаний — «искуса». Я своей братии говорю: «Мы малое стадо, но прошу вас быть верными, по слову Священного Писания. Если мы друг друга будем поддерживать, понимать, каждый будет стремиться выполнять послушание на своем месте, то сможем многое сделать для славы Божией и возрождения этой древней обители».

— Владыка, Свято-Кирилловская община образовалась 20 лет назад, в 1993 г. Приснопамятный ее настоятель, протоиерей Федор Шеремета, тоже стремился к тому, чтобы здесь возродился монастырь. Что было сделано для этого?
— Сделано очень много. Фактически приходом, общиной — так правильнее говорить в данном случае — заложены основы монастырской деятельности. Службы проходили ежедневно (протоиерей Федор сам был литургист, много лет преподавал литургику в Киевских духовных школах и придавал богослужениям огромное значение).

Организовалось сестричество по уходу за больными; был создан храм в старом корпусе больничного клуба (ранее здесь находилась трапезная с Василиевским храмом). Это уже совершенно новый храм, в нем есть и крестильная комната с баптистерием для полного погружения взрослых, принимающих Таинство Крещения. Здесь также размещается канцелярия обители, кабинет наместника.

А в главном храме — Кирилловском — оборудована алтарная часть. До 1993 г. на месте алтаря стояли батареи отопления… Создан скит с храмом во имя мученика Александра Римского в Барышевском районе под Киевом, небольшой монашеский корпус в так называемой «пустыньке» на территории больницы и многое другое.

Сейчас в храме по-прежнему служит священство прихода наряду с монашествующими, поступившими в обитель. Сестричество милосердия продолжает свою деятельность. Многие из прихожан обители несут здесь различные послушания по 10—15 лет. Поскольку приход числился как больничный, следовательно, и монастырь призван развивать эту деятельность.

— По этому поводу, владыка, хотел спросить: как обителям, приходам нужно выстраивать отношения с подобными заведениями, где проходят лечение страдающие от душевных расстройств?
— Без понимания человеческой немощи, болезни, мы не можем сострадать ближним. Сегодня мы в здравии, а завтра можем быть прикованы к постели. У нас есть множество добрых примеров окормления этой категории болящих: издавна при монастырях и приходских храмах организовывались лечебницы, богадельни, где люди, и особенно неимущие, получали врачебную помощь. При этом следует отметить, что Церковь всегда с уважением относилась к медицине, которая со временем развилась как самостоятельная область знания.

В Книге Иисуса, сына Сирахова, сказано: «почитай врача честью по надобности в нем; ибо Господь создал его… Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его» (Сир. 38: 1, 4, 6–7).

— Не секрет, что среди верующих встречаются люди, пренебрегающие официальной медициной, возлагая надежду только на Бога. Правильно ли это?
— Без помощи Божией человек не сможет исцелиться. Но в той же Библии пророк снова напоминает: «в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце… И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех. Ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир. 38: 9–10, 12–14).

Раньше люди были особенно внимательны в этих вопросах, и все свои проблемы, в том числе и со здоровьем, рассматривали в духовной плоскости. В былые времена болящие, особенно страждущие душевными недугами, устремлялись к очагам духовности. Так при обителях возникали лечебницы. Однако и сейчас, в нашем секулярном мире, болезнь часто играет определяющую роль в переоценке нравственных и духовных ценностей. Как говорится, «пока гром не грянет…».

Тогда люди устремляются в храмы, прибегают к таинствам Церкви, переосмысливают свою жизнь. В болезни человек задает себе вопрос: «Правильно ли я живу?». У больного просыпается заглушенный голос совести. Об этом свидетельствуют и священники, анализируя состояние человеческой души.

Так закончилось наше предновогоднее интервью. Узнав о новом назначении епископа Пантелеимона, мы поздравили его по телефону и спросили, будет ли он поддерживать связь со Свято-Кирилловским монастырем и в дальнейшем.

— Я получил благословение Предстоятеля нашей Церкви на возрождение знаменитой Кирилловской Благовещенской церкви-колокольни (одно из лучших произведений знаменитого украинского архитектора Ивана Григоровича-Барского), которая была варварски уничтожена в годы атеистического лихолетья, — ответил владыка. — По этому вопросу я имел ряд встреч с Премьер-министром Украины Н. Я. Азаровым, а также с министром культуры М. А. Кулиняком. Мы также разработали план по реконструкции других построек монастыря. В «пустыньке» запланировали сооружение деревянного храма. Надеюсь, что совместно с новым наместником и братией обители нам удастся реализовать эти планы.

Беседовал Сергей Герук

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Монастырь впервые упоминается в летописи под 1167 г., но основан был несколько раньше. Его второе летописное название — «Всеволож» — свидетельствует о том, что фундатором обители был князь Всеволод-Кирилл Ольгович, а следовательно время основания монастыря находится гдето между 1140 и 1146 гг.

Строительство каменного храма во имя святого Кирилла было закончено уже после смерти князя его вдовой Марией Мстиславной. После продолжительного перерыва, вызванного монгольским нашествием, упоминания о монастыре вновь появляются лишь с 1530 г. На протяжении XVI в. он существовал только номинально, находясь в собственности частных лиц.

В 1605—1612 гг. монастырь вместе с главной церковью отстроил (по приказу воеводы Василия-Константина Острожского) игумен Василий Красовский. Главный престол храма был освящен во имя Святой Троицы, поэтому монастырь с этого времени стал называться Троицко-Кирилловским или просто Троицким. В 1662 г. обитель была сожжена татарами, которых привел под Киев Юрий Хмельницкий.

На протяжении XVII в. игуменами монастыря были выдающиеся церковные деятели: Иннокентий Гизель, Лазарь Баранович, Мелетий Дзик. В 1665—1675 гг. послушником и монахом монастыря был будущий святитель Димитрий Ростовский (в 1697 г. недолгое время был кирилловским игуменом). Его отец Савва Туптало был ктитором обители. Не без его помощи монастырь был отстроен в 1687—1697 гг. игуменом Иннокентием Монастырским.

Следующие основательные работы в монастыре провел после пожара 1734 г. архитектор Иван Григорович-Барский. В 1760—1773 гг. он отреставрировал Кирилловскую церковь, возвел рядом с ней колокольню и два корпуса келий, а монастырь окружил стеной с четырьмя башнями (сохранилась одна). В 1747 г. Кирилловский монастырь получил статус архимандритии, но пользовался им недолго. Еще во время эпидемии чумы 1770 г. монастырские здания были временно конфискованы для устройства карантина. Вследствие секуляризации 1786 г. монастырь вообще прекратил существование. На его территории начала действовать Кирилловская больница.

1 комментарий:

  1. Слава Богу, что дело, начатое отцом Федором живет! Недавно был в монастыре - благодатно, уютно, хочется задержаться. Помощи Божией братии!

    ОтветитьУдалить