29 июля 2013

СВЕТОНОСНЫЙ ПАСТЫРЬ. Святитель Василий, епископ Рязанский (день памяти — 16 июля по н. ст.)

За недолгое время своего служения в архиерейском сане он успел стать пастырем для жителей трех русских городов: сначала Мурома, затем Рязани, а в конце жизни — Переяславля Рязанского. Муромчан праведник вразумил, рязанцев утешил, а для жителей Переяславля Рязанского стал примером веры и терпения.
Вторая половина XIII в. Разрушенная, сожженная, но не сломленная морально Русь стала адаптироваться к новым реалиям существования в условиях монголо-татарского доминирования.

Набеги кочевников продолжались и после нашествия войск хана Батыя, но теперь они носили точечный, местечковый характер. Чтобы восстановить жизнь Мурома после одного из таких набегов, в город из Киева приехал благоверный князь Георгий Ярославич.

Помимо организации восстановительных работ правитель смог добиться поставления в Муроме епископа. Жребий архиерейского служения пал на святителя Василия. О происхождении праведника история умалчивает, но, исходя из содержания церковных песнопений, можно сказать, что на путь служения Христу он стал еще в юношеском возрасте. Монашество принял в одном из монастырей Мурома. А ко времени своего избрания на кафедру был исполнен уже многими добродетелями. Во времена всеобщей беды святитель показал себя добрым и мудрым пастырем, непоколебимым столпом чистоты и целомудрия. Рассеянных варварским нашествием он собирал, сокрушенных утешал, заблудших возвращал на путь покаяния.

Такие подвиги епископа Василия стали невыносимы для врага рода человеческого, и он начал строить козни. Дьявол принял образ блудницы и появлялся в архиерейском доме: то на крыльце, то причесываясь у окна, то выходя по каким-то делам. Однажды бояре и народ собрались у дома святителя для обсуждения важного дела. В этот момент на их глазах девица взяла сапоги и побежала вверх по ступеням архиерейского дома.

Увидев это, люди возмутились. Послышались крики: «О, епископе, недостойно тебе имети дев в храмине своей на ложе». Василий вышел к людям и, разобравшись, в чем его обвиняют, стал оправдываться, говоря: «Неповинен я делу сему блудному, еже вы речете ми». Но люди не верили словам праведника. Послышались призывы к убийству недостойного архипастыря. Наконец, всенародно было решено изгнать епископа из Мурома.

Прежде чем уйти, святитель попросил дать ему время до трех часов дня. Люди, пораженные кротостью святителя, согласились и разошлись. Невинный праведник всю ночь молился со слезами в соборном храме в честь страстотерпцев Бориса и Глеба; совершил всенощную и утром — Литургию. Затем отпел молебен пред чтимой им иконой Богородицы в Благовещенском храме, взял эту икону с собой и, предавшись воле Божией, с надеждой на Божию Матерь, пошел к реке Оке, чтобы навсегда оставить Муром.

У берега уже стояла специально приготовленная лодка, но для святителя она оказалась лишней. Расстелив по воде свою архиерейскую мантию, он зашел на нее, как на плот, и поплыл против течения реки с такой скоростью, как будто стоял на паруснике, подгоняемом ветром. В это время послышались возгласы изумленной толпы: «О святый владыко Василий! Прости нас, грешных рабов своих; согрешихом пред тобою, отче, святый владыко, не забуди нас, рабов твоих». Но праведник был взят от глаз муромцев «в мгновение ока». Через шесть часов он был чудесным образом принесен в Рязань.

Люди уже собрались в главном храме города на всенощную, но вышедший в облачении диакон так и не смог начать богослужение обычным для этого возгласом. Наконец его уста произнесли: «Не могу начинать, владыко прибыл, владыку встречайте!». Народ вышел к Оке, где увидели плывущего к ним пастыря. Однако радость вскоре сменилась горем. Татары разрушили город. Епископ Василий вынужден был перенести кафедру в Переяславль Рязанский (современную Рязань). Всего лишь десять лет длилось его служение. В 1295 г. он переселился в вечные обители. Нетленные мощи святителя Василия более 300 лет пребывали в земле у Борисо-Глебского собора и были открыты в 1609 г.

Подготовил Андрей Гор

Комментариев нет:

Отправить комментарий