17 марта 2013

«ПРОЩАТЬ — ЭТО ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ»

Просить друг у друга прощения в день Прощеного воскресенья — традиция, дань моде или установление, имеющее корни в вечности? Когда, почему и зачем нужно прощать?
Отвечает протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма во имя Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве (г. Москва):

— Когда человеку предстоит операция, во время которой он может умереть, вряд ли он усомнится, что необходимо простить всех, кто его когда-либо вольно или невольно обидел. Разумеется, если он верует во Христа.

Прощеное воскресенье — напоминание о том, что нам надо будет всех простить. Так требует Господь наш Иисус Христос, и не потому что у Него возникло такое деспотическое желание, а потому что если я кого-то не простил, бесполезно даже молиться и просить у Бога что-то для себя. Никаких отговорок, уловок быть не может. Мы должны простить, иначе жизнь наша двигаться не будет.

Люди, воспитанные в Православной вере, обязаны прощать, не откладывая это на Прощеное воскресенье. Апостол говорит: гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4: 26). А вспомните, какие замечательные слова есть в молитве, которую мы читаем перед Причастием: «первее примирися тя опечалившим».

Тебя обидели, и ты проси у обидчика прощения. Это непросто, это уже уровень неземного бытия. Но мы и предназначены для другой жизни — вечной. Возьмем спутник или космический корабль. Его строят несколько десятилетий, тратят на это огромные деньги, готовят к полету на Марс.

Построили, взлетает, что-то не срабатывает, падает... Почему? Неправильно были на земле ориентированы плюсы и минусы электроснабжения, не смог он сориентироваться на солнце, развернув свои солнечные батареи, и погиб. Погиб не потому, что Бог уничтожает космический корабль, а потому, что люди недоработали здесь, на земле.

Тридцать лет готовили и не подготовили как следует. А нас, людей, 60 лет готовят к вечной жизни, говорят, что для нее необходимо, а мы упираемся: «Да вы что? Невозможно простить все обиды».

А если не будет работать система, что станете делать дальше? Все упадет. Дорогой мой, давай настраивай свою работу для вечности, а не для временной жизни на земле.

Достаточно вслушаться в слова Божественной литургии, обратить внимание, в каком времени употребляются глаголы, чтобы это стало очевидно. Мы со студентами три года изучали греческий текст, разумеется, консультируясь с профессором греческого языка.

Там есть такие слова: «Вспоминая все, что для нас было (по-церковнославянски — вся, яже о нас бывшая): Крест, гроб, тридневное Воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, Второе и славное паки Пришествие».

Это не ошибка. Греки в ужас пришли бы от одного неправильного слова — потребовали бы исправить. Но почти две тысячи лет никто не исправляет. Было Второе Пришествие — текст для будущего написан, а не для настоящего.

И еще на одно место Литургии хочу обратить внимание: «Нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть». Прошедшее совершенное время. Мы еще не спасены, живем на земле, а в Церкви поем: «Та бо нас спасла есть».

Это слова Литургии из будущего после Второго Пришествия, а мы их поем сейчас. Они напоминают нам о несовпадении нашего линейного времени и вечности, мы на Литургии молимся из вечности и страшимся этого, если осознаем смысл слов.

Святитель Василий Великий это немножко смягчил, в его Литургии нет такого буквального столкновения времени и вечности, а когда слушаешь слова Литургии Иоанна Златоуста — древней Антиохийской литургии, — аж страшно становится.

Такой взгляд из вечности ни в коем случае не навязывается, но мы должны со страхом и трепетом осознавать, для чего живем на земле, и всеми возможными техническими средствами настраивать себя умственно и нравственно к тому, чтобы смотреть внимательно на свою жизнь именно оттуда, из вечности.

Прощать необходимо, потому что это элементарная техника безопасности. Мы опираемся на Евангелие, на слова Христа, но нелегко бывает соблюсти их мгновенно, иногда «тормозим».

Однажды, когда я в храме исповедовал, подошел человек и резко ударил меня по щеке. А у меня произошло некоторое торможение — я стал вспоминать, что надо делать в таких случаях.

Максимум две секунды думал, после чего подставил другую щеку. Он не ударил, больше в храм не приходил, но я по сей день себя ругаю, что тогда затормозил. Мгновенно должен был подставить вторую щеку, но наши ум, сердце, совесть цепенеют перед Евангелием. Без опоздания надо реагировать, иначе наш космический корабль опять может свалиться.

В жизни земной нас тренируют небесными заповедями вечной жизни, чтобы мы не погубили свой корабль своими же недоделками, неполадками, замедленными реакциями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий