15 августа 2012

ДАВАТЬ РЕБЕНКУ ПРАВИЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПОЛАГАТЬСЯ НА БОГА

Начинается новый учебный год, и перед многими православными семьями возникает проблема пребывания их чад в светской школьной среде, где не соблюдают постов и не отмечают церковных праздников. Как ребенку адаптироваться в школе, чтобы не прослыть «белой вороной» и не стать изгоем?

Как правильно общаться с одноклассниками? Как родители могут помочь своим воцерковленным детям научиться жить в нецерковной среде без ущерба для души?

На эти и другие вопросы отвечают родители, которые уже имеют такой опыт. Это чета Белецких — Максим, учитель физики и астрономии специализированной школы № 17, верстальщик Издательского отдела Киевской Митрополии УПЦ, и его жена Мирослава, ведущий научный сотрудник музея истории Киева, работавшая преподавателем украинского языка и литературы в школе № 96.

В семье Белецких старшая дочь, Мария, 17 лет, уже окончила среднюю школу, а младший сын Кирилл перешел в 4-й класс.

— С какими трудностями сталкивается православная семья, отдавая ребенка в обычную светскую школу?
МИРОСЛАВА:
— Опыт нашей семьи и наших друзей говорит о том, что беспокойство церковных родителей часто бывает напрасным. К примеру, знакомые нам верующие люди очень боялись отдавать ребенка в садик, но ситуация была безвыходной. Они привели своего ребенка в обычный детский сад, и в тот же день вечером воспитательница им сказала: «У нас всякие дети были, но такого, как ваш, не было никогда — агрессивный, сложный ребенок, как же вы его воспитываете?».

Не думаю, что Православие само по себе является защитой для детей от каких-то дурных привычек, пороков, наклонностей. Наши дети такие же, как и другие. Поэтому, когда мы отдаем ребенка в обычную школу, он оказывается среди очень разных детей — послушных и непослушных, тихих и шалунов, воспитанных и не очень.

У нашей семьи есть разносторонний опыт. Когда мы отдавали Машу в школу, проблема светской школы казалась нам очень острой. Тогда я, например, считала, что в доме не должно быть телевизора, поскольку он может оказывать негативное влияние на несформировавшуюся личность. К счастью, муж гораздо разумней подошел к этому вопросу. 

Он сказал: «Как себя будет чувствовать ребенок, который не смотрит телепрограмм, как он будет общаться с одноклассниками?». Я потом поняла, что это тоже важно. Действительно, ребенок, пребывающий только в своей среде, сталкивается с непониманием со стороны сверстников, у него возникают определенные комплексы. Взрослый не всегда может справиться с подобными проблемами, а ребенку ведь это еще трудней.

МАКСИМ:
— Начну немного издалека. Когда-то, на заре своей учительской деятельности, я мечтал, как было бы хорошо, если бы в Киеве существовала хоть одна православная школа, т. е., школа для детей из православных семей, которая, как минимум, могла бы работать по православному календарю, чтобы в праздники были выходные, соответственно пост и т. д.

Но за много лет работы в школе и общения со своими детьми я пришел к выводу, что, наверное, не стоит делать православных школ вообще, по крайней мере, именно такой узкой направленности, потому что мы не сможем ребенка всю жизнь — школа, институт, работа — вести за ручку, создавать ему искусственные, тепличные условия. 

Пребывая в естественных условиях обычной светской средней школы, ребенок одновременно получает духовную информацию в семье. Это еще лучше, чем наличие сугубо православной школы, потому что любой резкий переход — травма для ребенка, а в случае осложнений он вообще может сломать или убить морально. Когда все идет естественно, и результат получается естественный. 

Наша задача — незаметно обращать внимание ребенка на то, что школа, куда он ходит, общество, где часто бывает, устроено не совсем так, как хотелось бы, но с этим приходится если не мириться, то, по крайней мере, уживаться и считаться. И поэтому мне кажется, что именно учет и того, и другого должен привести к лучшему результату.

— Каковы, на ваш взгляд, пути преодоления проблем, когда православный ребенок находится в неправославной среде?
МИРОСЛАВА:
— Для начала замечу: в какую бы школу родители ни отдавали свое чадо, им нужно быть готовыми к тому, что детским проблемам следует уделять очень много внимания. Вспомните первые дни жизни вашего малыша и трогательную заботу о нем. Ситуация ведь во многом схожа.

Она же повторится и при переходе в старшую школу. Семья должна стать «единой командой», и взрослые не имеют права отмахиваться от «этих незначительных детских тревог». Вот ваш ребенок приходит из школы и рассказывает, что, по мнению его новых друзей, хорошо, а что — плохо. И здесь очень важно расставить правильные акценты, объяснить, почему «наша семейная» точка зрения отличается от точки зрения других..

Конечно, мы никак не можем повлиять на мнение друзей, ведь дети выносят свои убеждения из семьи. И самое интересное, что совсем не православность здесь является определяющим фактором. Например, именно православная девочка как-то заявила, что на «Запорожце» ездить стыдно. Хотя сразу же согласилась и с моим доводом, что стыдно воровать или лгать, а не ездить на машине какой-то марки. Думаю, и мой ребенок говорит нечто подобное, когда я не слышу. Но главное, чтобы он всегда четко знал и понимал точку зрения своих родителей.

Помимо этого, я бы советовала очень серьезно отнестись к выбору первого учителя, а не школы. Именно ему мы отдаем своего ребенка, и именно его (педагога) взгляды будут больше, чем наши, влиять на формирование личности. В этом отношении нашей семье очень повезло. Нельзя сказать, что у нас не было никаких проблем в адаптации детей, но, к счастью, наши дети достаточно сильные личности, они самостоятельно многое преодолели. У дочери было больше проблем, сын же легко уживается со сверстниками.

МАКСИМ:
— Ни у старшего ребенка, ни у младшего чисто религиозных трудностей не возникало никогда. Психологические, социальные проблемы — конечно. Но вряд ли они связаны с религиозными взглядами.

— Церковные праздники и учебный процесс — как правильно решить такой вопрос?
МАКСИМ:
— Общаясь со своими детьми и с другими детьми в школе, я пришел к выводу, что ни в коем случае нельзя заставлять ребенка посещать церковную службу, будь то воскресный или рабочий день. Скорее наоборот — посещение службы в любой день для ребенка, с одной стороны, должно быть честью, а с другой — заслуженной наградой. 

И старшей, Маше, я всегда говорил: «Я совершенно не против, если ты в рабочий день вместо уроков пойдешь на службу». Естественно, пропущенный день в школе нужно отработать — материал освоить самостоятельно, может быть, обратиться к учителю. Хотя учитель не обязан дополнительно работать с нашими детьми, которые, собственно, пропустили занятия по религиозным мотивам. 

В этом отношении я старался детям предоставлять полную свободу. Что касается других детей, то, когда они пытались оправдать несделанное домашнее задание религиозным праздником, первый вопрос, который я задавал в таком случае — был ли он вчера вечером и сегодня утром на службе? В ответ — чаще всего молчание и удивление в глазах.

— Иногда дети из церковных семей ведут себя демонстративно, подчеркивая свою инаковость, сознательно противопоставляя себя одноклассникам. Что делать родителям?
МАКСИМ:
— Насколько я знаю, у наших детей такого не случалось. Считаю, что подобного ни в коем случае нельзя поощрять. Спаситель говорит о том, что всякое благодеяние: и пост, и молитва — должны быть тайными.

— Как объяснить ребенку противоречие между теорией эволюции, которую учат в школе, и православным взглядом на сотворение мира?
МИРОСЛАВА:
— Дети с самого раннего возраста достаточно скептически относились к теории Дарвина, поскольку у нас в семье это всегда было предметом шуток. Маша очень веселилась, когда в школе говорили об обезьяне как о предке человека, ни о каком шоке не было даже речи.

МАКСИМ:
— В этой связи уместно вспомнить шутку на диспуте с Луначарским, когда оппонент ответил ему, что не возражает, если Анатолий Васильевич произошел от обезьяны, мол, ему лучше знать своих предков.

— Как найти золотой путь – придерживаться семейных традиций и не быть изгоем в школе?
МИРОСЛАВА:
— Мне вспоминается такая ситуация: у моей коллеги в классе, где она преподавала, девочке запрещали носить брюки — родители-неофиты всячески подчеркивали ее инаковость. Те сложности, с которыми сталкивалась их дочь, только лишний раз убеждали их в том, что они на правильном пути. Девочка воспринимала все это очень болезненно. Одноклассники не воспринимали ее и достаточно жестоко (как это умеют дети) издевались над ней.

К счастью, девочка оказалась сильной личностью, и ей удалось устоять. Но зачем же ставить детей в такие жесткие условия? Мы же сами на светскую работу в платках не ходим. А если на работе возникают трудности, просто увольняемся. Дети же лишены такой возможности и переживают все значительно глубже. 

Смирение — это то, что можно воспринять с миром, а если что-то воспринимается как издевательство, унижение, — без этого лучше обойтись. Не всякий взрослый вынесет то, с чем иногда по воле «сверхблагочестивых» родителей приходится сталкиваться ребенку.

— Не сформируются ли у ребенка двойные стандарты: в семье — одно, в школе — другое? Ведь так и до раздвоения личности недалеко… Кроме того, ребенок может заявить, что eму со сверстниками лучше, и он не пойдет больше в церковь.
МИРОСЛАВА:
— Если родители загоняют детей в глухой угол, то рано или поздно они ломаются. Лет в 12–14 дети начинают бунтовать, и этот бунт не в пользу родителей. Родители должны помочь ребенку понять: у нас дома вот так, в школе — иначе. Конечно, надо искать компромиссы, но самое главное — ребенок не должен бояться того, что он смотрит на мир так, а его одноклассники — по-другому. Это не значит, что кто-то лучше, а кто-то хуже; мы разные, но это не предмет конфликта, ссор и вражды.

Самим родителям очень важно знать круг общения своего ребенка, семьи его друзей, знакомых. Пусть его друзья и не разделяют православный взгляд вашей семьи на мир, но вполне могут согласиться, что вы, как минимум, имеете на это право.

— А как быть с празднованием в школе Нового года во время Рождественского поста, Дня влюбленных, хэллоуина и т. п.?
МИРОСЛАВА:
— Прежде всего, необходимо объяснить ребенку, что именно «празднуется». Даже если он сразу и не согласится, расстроится, поплачет, но потом, с вашей помощью, поймет обязательно. Иногда дети не воспринимают аргументы родителей, мнение сверстников для них важнее. Возможно, ребенок все же пойдет на эту вечеринку, но будет знать, что родители против, тем более если они акцентируют на этом внимание.

Он станет испытывать чувство вины, понимая, что делает неправильно. И позже он обязательно разберется, что к чему. Главное для родителей — давать ребенку правильные ориентиры и полагаться на Бога.

МАКСИМ:
— Празднование хэллоуина однозначно не приветствуется. Но самое парадоксальное, что в школах ни педагоги, ни администрация совершенно не понимают, что празднуется. Идет примитивное подражание загранице. Поэтому на самом деле это не так страшно. Вот если бы в школах к этому относились серьезно, тогда был бы повод для опасений. 

В противовес такому бессмысленному подражанию надо объяснять ребенку суть подобных «праздников». Не запрещать, а рассказывать, что вот есть такое, но есть и другое, и, кроме того, есть вещи, которые категорически делать нельзя.

— Сложно ли детям поститься в школе?
МАКСИМ:
— Школа — это не совсем то место, где ребенка нужно тренировать в пищевом воздержании. Вспоминаю, как я инструктировал Машу. Первое условие — это твой пост для Бога, а не ради людей. Я говорил, что разрешаю ей есть в школе все, абсолютно все, что там дают, тем более и выбора-то особенно нет. 

Это с одной стороны. А с другой — недопустимо другим показывать, что ты «перебираешь харчами» в поисках постного блюда. Однако не нужно забывать, что если сейчас пост, то не нужно брать холодец, когда есть салатик или рыбка.

МИРОСЛАВА:
— Пост — это все-таки сознательный выбор, поэтому пост ребенка можно ограничить, скажем, отказом от сладкого, от просмотра мультика или фильма.

Размышления после интервью

МАКСИМ:
— Довольно часто в православной среде сталкиваешься с тем, что люди путают Божий Промысл с предопределенностью: мол, что бы я ни делал, все равно воля Божия совершится. Но православное вероучение не таково. Оно говорит о двуедином совершении воли Божией. Апостол Павел указывает на то, что «мы соработники у Бога» (1 Кор. 3: 9). Воля Божия совершается и Божиими действиями, и — обязательно — нашими.

В противном случае мы были бы просто марионетками. И в отношении с детьми мы стремимся показывать то же самое: «Ты не должен сидеть сложа руки, ты должен во всем участвовать, ты должен помогать Богу совершать Его волю по отношению к тебе и ко всем людям».

МИРОСЛАВА:
— Нужно также понимать, что Господь открывается каждому в свое время. Поэтому для ребенка важно как не утратить свою индивидуальность, так и не подчеркивать свое отличие от других, не противопоставлять себя коллективу. И родителям, еще раз подчеркну, не надо заставлять ребенка быть «архиправославным», давить на него, иначе можно отбить всякое желание ходить в церковь.

МАКСИМ:
— В любом деле, а в этом особенно, всегда нужно придерживаться золотой середины, чтобы не перегнуть ни в какую сторону. Потому что перегнуть очень легко, иногда даже незаметно для себя, из самых благих побуждений. Надо тщательно следить за собой, взвешивать каждое слово, обращенное к ребенку, особенно в вопросах веры.

МИРОСЛАВА:
— Как говорили многие педагоги — ребенок не слушает, что ты говоришь, он смотрит, что ты делаешь. Если ты сам поленился пойти на службу, сославшись на то, что у тебя голова болит или нога натерта, то все твои благочестивые разговоры не стоят выеденного яйца. Все закончится тем, что ребенок поймет, что говорить можно одно, а делать — другое. Надо быть готовым к тому, что ребенок очень быстро вырастет, а потом всю жизнь будет повторять твои плохие поступки. Благочестивые разговоры совершенно излишни, если наши действия с ними не совпадают.

Беседовала Елена Головина

Комментариев нет:

Отправить комментарий