13 августа 2012

ДА ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА. На эти размышления меня подвигнул один телефонный разговор

Позвонила знакомая (с ней и ее мужем я познакомилась не так давно). Она буквально живет и дышит Православием: живет церковной жизнью, много паломничает по монастырям, легко знакомится и много общается с батюшками, монашествующими. Муж всегда ездит с ней, остается в монастырях потрудиться. Мне они казались идеальной православной парой.

А тут в разговоре она неожиданно для меня начала жаловаться на мужа: «Он безразличен и равнодушен ко всему. В храм ходит только благодаря мне. Как вы думаете, стоит ли мне дальше «тащить» его за собой? Я так устала. Может, оставить его и не «тащить»? Но ведь тогда он пропадет». На мои возражения против того, чтобы «тащить», она ответила: “Вы ведь ничего про него не знаете. Он… (далее — негативная характеристика и жалобы на него)’’».

Как в зеркале, я увидела в ней себя, какой была еще несколько лет назад. Я очень «стремительно» пришла к вере, активно воцерковлялась. Муж тоже присоединился, мы вместе ходили в храм, ездили в паломничества. Но мне всегда казалось, что муж не так «горит» верой, как я и как «надо». Я его упрекала, что он чего-то не делает, а что-то делает не так. Муж смирялся. А меня возмущало его, как мне казалось, безразличие и равнодушие. Теми же словами, что услышала от своей знакомой, я могла пожаловаться на него подруге…

Господь, слава Богу, вразумил меня чудесным образом. Однажды в Почаевской Лавре я услышала проповедь-беседу отца Лавра о том, почему в семьях, когда женщина начинает воцерковляться, начинаются неурядицы, проблемы в отношениях с мужем и детьми, особенно с подростками. Меня потрясла его проповедь (я сразу записала ее), благодаря ей изменилась моя жизнь (это было лет пять назад).

Отец Лавр говорил: «Приходит женщина на исповедь, плачет и рассказывает, какой муж плохой, дети непослушные, как ей тяжело. А она и молится, и в храм ходит, и причащается, а вот они, муж и дети, не только не ходят, но и ею недовольны. Сплошные проблемы в семье. Спрашиваю:
“А когда в храм не ходила, как жили?’’
— “Нормально, дружно жили’’».

Отец Лавр старался выяснить, почему так бывает. Что происходит с женщиной, когда она начинает воцерковляться, и что происходит с ее мужем в такой ситуации? Ответы он нашел у святых отцов, у классиков литературы и у психологов.

1. Старец Паисий Афонский (V том, «Страсти и добродетели») пишет о том, что «женщина от природы имеет много доброты и любви, и диавол сильно на неe нападает, он подбрасывает ей ядовитую ревность и отравляет ее любовь. А когда еe любовь будет отравлена и станет злобой, тогда женщина из пчелы превращается в осу и жестокостью превосходит мужчину… Злоба женщины, когда в неe входят ревность и упрямство, может достичь демонической степени. Женщина должна бояться ревности. Она обязана удалить свое “я” из своей любви, чтобы еe сильная любовь была чистой».

Как верно! Ведь именно благими намерениями, по любви мы стараемся осчастливить своих близких, в первую очередь мужа и детей, позаботиться о них так, как мы считаем правильным. И скорбим, и удивляемся их сопротивлению и непониманию.

2. В романе Достоевского «Униженные и оскорбленные» показано, что женщина часто просто неспособна признать свою неправоту. Даже увещевания священника женщина может ставить под сомнение, считая, что ее «не понимают».

3. Психологи пришли к выводу, что у женщин с возрастом во много раз возрастает «эго», становясь намного больше, чем у мужчин. Этим, по словам отца Лавра, объясняется разница в исповеди женщин и мужчин. Мужчины на исповеди, как правило, говорят только о своих грехах и не пеняют на жену. Да и поведение мужчин в семье — неэмоциональное, спокойное. Эта проповедь открыла мне глаза на меня саму в моей семье. Я переосмыслила свое отношение к мужу, поняла свою ослепленность гордыней.

Я уже никого (ни мужа, ни сына) не «толкаю в спину» и никуда не «тащу». Молюсь о благом Промысле, о вразумлении меня и близких и уповаю на Господа. Так жить оказалось проще и радостнее. Теперь я не только знаю, но и на собственном опыте убедилась, что семья в моей жизни должна быть главным после Бога и отношения с мужем должны строиться по слову Спасителя: «Да любите друг друга» (Ин. 13: 34).

Татьяна Гончаренко

...Некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак (официально зарегистрированный государством, но не венчаный) или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме... Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом... Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку.

Общность веры супругов, являющихся членами Тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16: 5; Флм. 1: 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7: 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения.

Тем не менее Церковь с уважением относится к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере, в соответствии со словами святого апостола Павла: «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7: 14).

Из «Основ Социальной концепции УПЦ».
Раздел X. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности

Комментариев нет:

Отправить комментарий