28 августа 2012

СКАЛЬНАЯ ОБИТЕЛЬ. Свято-Климентовский Инкерманский монастырь

Инкерман — знаменитый пригород Севастополя, здесь добывают инкерманский камень — плотный белый известняк, который используют для облицовки зданий. Добывали этот камень с незапамятных времен, поэтому в скалах образовалось множество катакомб и пещер. Именно здесь, в Монастырской и Загайтанской скалах, возник пещерный монастырь.

Свято-Климентовский Инкерманский пещерный монастырь расположен на правом берегу р. Черной при ее впадении в Северную бухту в окрестностях Севастополя. Основанный в VIII–IX вв. монахами-иконопочитателями, бежавшими из Византии от преследований иконоборцев, монастырь состоял из нескольких церквей и комплекса жилых и хозяйственных пещер.

Все они связаны друг с другом высеченными в скале ходами и стоящей на скале крепостью Каламита (в переводе с греческого — «хорошая пристань»), сооруженной византийцами в VI в. для защиты подступов к Херсонесу. 

Вход в монастырь был устроен около церкви под скалой — длинный коридор заканчивался небольшим залом с каменными скамьями, который вел в церковь во имя святого Климента. Пещерные помещения снаружи скалы обозначены арочными окнами, объединенными треугольными тимпанами. Церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного, по преданию, вырублена самим святым Климентом...

НАЧАЛО

Обустройство монастыря связано с именем святого Климента — Римского епископа с 92 по 101 гг. Святой Климент родился в богатой семье, его отец Фавст был римским сенатором, а мать Матфидия находилась в родстве с царями. Но с юных лет он узнал, что такое горе и лишения.

В далеком путешествии пропали его мать и братья. Отец отправился на поиски семьи и тоже исчез. Тяжело пришлось осиротевшему Клименту в Риме, решил он отправиться в путь, надеясь отыскать своих родных. В Александрии встретил апостолов Павла и Варнаву, которые рассказали ему о Спасителе и Его учении. Климент всем сердцем принял Христа и сам понес Слово Божие. В Кесарии Климент принял Крещение от апостола Петра, после чего продолжил путешествие с ним, разделив все труды и опасности.

За проповедническую деятельность и праведную жизнь Климент был рукоположен апостолом Петром в епископы Рима. Благодаря его трудам все больше и больше римлян становились христианами. В один из праздников Пасхи Климент обратил в христианство сразу 424 человека, среди которых были даже члены императорской семьи.

Правитель г. Мамертина призвал Климента и сказал, что народ недоволен тем, что не почитаются римские боги. На что епископ ответил: «Прикажи им замолчать, чтобы, когда наступит тишина, можно было спокойно говорить о важном деле спасения и обратиться к поискам Истинного Бога, Которому с верою должно кланяться». За такое неповиновение император Траян (98–117) сослал его в каменоломни в окрестностях Херсонеса, сказав: «Бог, Которому ты служишь всем сердцем, да поможет тебе в твоем изгнании».

К тому времени в Херсонес уже было сослано около двух тысяч христиан. Они объединились вокруг Климента, почувствовав его духовную силу, которую не мог сломить даже тяжелый труд. Предание рассказывает, что в каменоломнях не было питьевой воды, но благодаря усердным молитвам епископа среди камней забил родник. Святой Климент и здесь проповедовал о Христе.

Он крестил в день до 500 человек, каторжников и свободных людей, живших в округе, основал много храмов. Новые храмы устраивали в пещерах, создавались и домашние церкви. Святой Климент часто посвящал в пресвитеры отцов семейств, так что приход и семья в таких случаях были одним целым.

СВЯТЫЕ МОЩИ В МОРЕ

Слух об успешной миссионерской деятельности святого в Херсонесе дошел до Траяна, и император отдал тайный приказ утопить Климента в море. На шею ему привязали тяжелый якорь и бросили на дно моря в Казачьей бухте. Так в 101 г. погиб епископ Климент, но через год море отступило и в подводном гроте люди увидели останки праведника.

Каждый год в день смерти святителя приходили христиане к месту казни и по открывшемуся дну шли поклониться святым мощам. Предание гласит о том, что однажды маленький мальчик замешкался и остался в гроте, а море сомкнуло свои волны. Долго горевали родители, через год пришли они забрать тело своего сына. Но каково же было их удивление, когда увидели его живым и здоровым. Мальчик рассказал, что спас его седой старец, по описанию он был очень похож на святого Климента.

Морской отлив позволял приходить к святым мощам до VI в., затем на маленьком островке посреди бухты была построена церковь. В 861 г. в Херсонес прибыли святые браться Константин (Кирилл) и Мефодий. Они обратились к архиепископу Херсонеса Георгию с просьбой помочь им обрести святые мощи. Часть мощей братья перевезли в Рим, где они хранятся и по сей день в базилике святого Климента. Один из братьев — Константин — тяжело заболел и перед кончиной постригся в схиму с именем Кирилл; он был похоронен рядом с гробницей святого Климента.

До X в. мощи святого Климента оставались и в Херсонесе. Затем киевский князь Владимир после Крещения испросил себе в благословение от местного епископа честную главу и часть мощей святого Климента и перевез их в Киев...

Островок в Казачьей бухте существует до сих пор. Он засыпан слоем грунта из-за того, что часто бывает затоплен морем. Многие ученые и исследователи Крыма наблюдали здесь остатки храма. Еще в XIII в. развалины храма видел францисканский монах Гийом Рубрук: «Мы прибыли в область Газарию или Кассарию, которая представляет как бы треугольник, имеющий с запада город, именуемый Керсона (Херсонес), в котором был замучен святой Климент. И плывя перед этим городом, мы увидели остров, на котором находился знаменитый храм, сооруженный, как говорят, “руками ангельскими’’».

В 1793 г. географ и путешественник П. Паллас снял план и сделал описание церкви. В 1890 г. на острове побывал археолог К. Косцюшко-Валюжинич. Он обнаружил несколько помещений, окруженных небольшим двориком, и часовню. К ним вел особый ход, чтобы доступ к гробнице был удобен не только монахам, но и мирянам.

КРЕПОСТЬ КАЛАМИТА

А в бывших каменоломнях примерно в VIII–IX вв. возник пещерный монастырь. Пещеры служили первым монахам и жильем, и подсобными помещениями. Храмы также устраивали в пещерах, из камня делали алтарь, престол, скамьи. Все помещения соединялись вырубленными в скале лестницами.

В 1475 г. Крым захватили турки. Они перестроили крепость Каламиту и назвали ее Инкерманом, что означает «пещерная крепость». Очевидно, христианский монастырь не мог соседствовать рядом с мусульманской крепостью и постепенно пришел в упадок. Некоторые ученые полагают, что монахи ушли на мыс Фиолент и основали там Георгиевский монастырь.

Возможно, в последующие века христианская обитель возрождалась на короткое время, так как в некоторых документах упоминается церковь во имя святого Георгия, а в 1773 г. штурман русского фрегата И. Батарин обозначил на карте у подножия крепости Инкерман «собор святого Георгия Победоносца».

В 1634 г. в составе русского посольства монастырь посетил священник Иаков. Он оставил описание пещерного храма во имя святого Георгия: «...под городком же в полугоре есть древняя христианская церковь, высеченная из камня, как во Пскове у Пречистой Богородицы. В церкви везде стенное письмо, от многих лет полинялое и алтарь разоренный...».

Священник Иаков и его спутники увидели в храме нетленные мощи, достали их из гробницы и омыли теплой водой, при этом мощи покраснели. Послы узнали, что татары несколько раз выносили их из церкви, но наутро они вновь оказывались на прежнем месте. Священник Иаков решил увезти мощи неизвестного святого на Русь, но ночью ему приснился сам святой, который запретил ему это делать...

В 1778 г., после исхода христиан из Крыма, монастырь опустел окончательно. Упоминание о нем осталось только в названии скалы — Монастырская.

ВОЗРОЖДЕНИЕ КИНОВИИ

Возрождение древней обители началось после присоединения Крыма к России. Архиепископ Иннокентий не мог обойти стороной место, связанное с именем святого Климента. Благодаря его стараниям в 1850 г. Инкерманская киновия была открыта. Началась реконструкция трех пещерных храмов: их очистили от мусора и камней, обновили росписи.

15 октября 1852 г. была освящена церковь во имя священномученика Климента (в средние века именно этот храм назывался Георгиевским). Храм восстановили на средства купца А. Красильникова. Храм имел форму базилики, когда-то два ряда колонн делили пространство церкви на три нефа.

До наших дней сохранилась только часть колонн, а в апсиде — двухступенчатый синтрон (скамья для духовенства, идущая вдоль стены). Над ним в стене вырублена ниша для запрестольного образа. Здесь же вырезан большой крест, концы его расширены и к ним примыкают маленькие кресты в круге. От фресок в XIX в. осталось только изображение Спасителя, сидящего на престоле.

С правой стороны храма находился древний придел во имя апостола Андрея Первозванного — небольшой, с низким потолком. Алтарь отделялся от остальной части сплошной скальной перегородкой с Царскими вратами посередине. Здесь же были вырублены два маленьких окошка. Их назначение не совсем понятно.

Епископ Гермоген предполагал, что «через левое окно можно подавать в алтарь хлеб, вино и прочие принадлежности богослужения, и потому в алтаре под ним встроен жертвенник, а под ним — ниша, может быть, для священных сосудов. Через правое можно было принимать исповедь кающихся, и потому тут устроено из камня для священника седалище. В алтаре — престол, вырубленный из камня и непосредственно примыкающий к восточной стене, как и везде в пещерных храмах».

В 1867 г. была открыта еще одна пещерная церковь, посвященная римскому епископу святому Мартиниану. Восстановлением древних храмов занимался московский археолог, историк и художник Д. Струков (1827–1899). Он составил подробное описание монастырских храмов в работе «Древние памятники христианства в Тавриде». Однажды приехав в Крым, он полюбил этот край, заинтересовался его историей и рассказывал о крымских святынях. В 1878 г. в свет вышла еще одна его книга «Жития святых Таврических (крымских) чудотворцев».

Занимаясь восстановлением храма во имя святого Климента, Струков покрыл потолок серебряной краской, создал новые настенные росписи, настелил доски на пол. В ходе реставрации были найдены и другие древние строения и подсобные помещения, оставшиеся неисследованными.

ОТ КРЫМСКОЙ БАТАЛИИ ДО КОНЦА XIX в.

Вскоре после открытия монастыря началась Крымская война. Вражеские ядра и пули не разрушили пещерные храмы, остались лишь следы от них на стенах, но англичане разграбили все имущество Инкерманского монастыря. После войны в киновии поселились два послушника и иеромонах. Они очистили храмы от ядер и возобновили богослужения.

В 1867 г. построили дом настоятеля и домовую церковь, которую освятили 13 августа во имя Святой Троицы, отреставрировали источник святого Климента. А в 1875 г. закончилось строительство железной дороги, соединившей Севастополь со станцией Лозовая. Она прошла рядом с Монастырской скалой. Шум проходящих поездов нарушил вековую тишину монастыря, зато увеличилось число паломников. Чтобы удобно расположить их, в монастыре в 1896 г. построили гостиницу.

В 1895 г. в обители построили новый храм в византийском стиле. Архитектурной особенностью этого храма, освященного во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона, было то, что алтарную часть вырубили в скале, остальная часть храма была наземная.

НОВЫЙ ОБЛИК ИНКЕРМАНА

В 1905 г. в монастыре появилось сразу несколько храмов. Один из них устроили на месте средневекового пещерного храма во имя святого Евграфа и освятили во имя святого Димитрия Солунского.

Во время реконструкции 1905 г. скальные стены побелили, но все равно можно было разглядеть восемь фигур святителей в крестчатых одеждах с нимбами над головами. Над престолом находилось изображение Христа в Чаше. По низу изображения сохранилась надпись — «моление раба Божия Зотика с женой и детьми». 

Надпись датирована 1272 г. Уже в начале ХХ в. в храме совершали захоронения. Сохранились три гробницы, вырубленные в полу небольшой пещеры рядом с храмом. Одновременно на верхнем плато закончили строительство храма во имя святителя Николая Мирликийского.

27 сентября в присутствии великого князя Алексея Михайловича и ветеранов Крымской войны была освящена пещерная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Храм устроили на месте древней Софийской церкви, вырубленной в обрыве Каменоломной балки. Спроектировал и построил этот храм архитектор А. Вейзен. Внутри хранились образа войсковых частей, принявших участие в боях на Черной речке.

Архитектурный облик Инкерманского монастыря окончательно сложился к 1910 г. Были построены два жилых здания для братии, в одном из них устроили домовую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. При обители открыли церковно-приходскую школу, в которой обучались 37 детей.

ГОДЫ СУРОВЫХ ИСПЫТАНИЙ

После революции 1917 г. все земли обители были национализированы и переданы в распоряжение трудовой артели деревни Инкерман; в артель вошли и монахи.

С 1920 г. все монастырские храмы становятся приходскими. В 1925 г. Инкерманская религиозная община (ее возглавил архимандрит Венедикт (Чеботарев)), за неимением средств для поддержания храмов в надлежащем состоянии, отказалась от пяти церквей, оставив себе пещерный храм во имя святого Климента и домовую Троицкую церковь. Однако и они просуществовали недолго.

В 1926 г. власти закрыли Георгиевский и Инкерманский монастыри. В монастырской гостинице и келиях поселились семьи военных. Храмы и церковное имущество перешли в ведение Севастопольского музейного объединения.

В 1927 г. сильное землетрясение повредило здания собора во имя святого Николая и Благовещенской церкви, в их стенах образовались многочисленные трещины. Было принято решение эти храмы разобрать. Собор во имя святителя Николая на верхнем плато уничтожили в 1932 г. Часовню, построенную на могиле воинов, погибших в Инкерманском сражении, передали детскому саду, но в 1927 г. ее тоже разобрали. В 1928 г. закрыли храм в честь иконы «Всех скорбящих Радосте».

В НАШИ ДНИ

Возрождение Свято-Климентовского Инкерманского монастыря началось в 1991 г. благодаря неусыпным заботам архимандрита Августина (в миру — Александра Половецкого). Этот удивительный человек целью своей жизни видел восстановление православных святынь Крыма и много трудов положил на это.

В 1992 г. отец Александр был назначен настоятелем церкви во имя Святой Троицы при Свято-Климентовском Инкерманском монастыре. Он сам расписал иконостас, перед которым затеплились лампадки. С его помощью в обитель вернулись мощи священномученика Климента.

22 августа 1994 г. отец Александр принял монашеский постриг с именем Августин, а через восемь дней отправился в Свято-Георгиевский Балаклавский монастырь, куда его назначили наместником. Под его руководством постепенно ожила древняя обитель. По проекту наместника был отреставрирован древний пещерный храм в честь Рождества Христова.

Вблизи с. Терновка под Севастополем в средние века существовала обитель Ай-Тодор («Святой Феодор») с одноименным храмом. В 1868 г. инкерманские иноки начали восстановление древней церкви, но в 1925 г. она была закрыта. В 1995 г. около с. Терновка архимандрит Августин начал строить Спасо-Преображенский скит. 

В самом же селе был построен храм во имя святого мученика Евстратия Киево-Печерского. За семь лет своей деятельности архимандрит Августин восстановил три обители и семь церквей.

Жизнь возрожденного Свято-Климентовского Инкерманского монастыря продолжается. В древней церкви вновь проводятся богослужения, восстановлены дом настоятеля и братский корпус, приводится в порядок кладбище. 

И сегодня можно увидеть высеченный средневековыми монахами в толще скального массива коридор-тоннель, ведущий к трем древним пещерным храмам. В монастыре хранятся частицы мощей священномученика Климента, переданные из Киево-Печерской Лавры. В Балаклаве действует подворье Инкерманского монастыря с храмом в честь Двенадцати апостолов.

Лев Кудрявцев

Комментариев нет:

Отправить комментарий