03 апреля 2012

БОЛЕЗНЬ КАК ПОДВИГ. Cоветы родителям особенных детей

В благодатное для души каждого христианина время Великого поста Православная Церковь призывает своих чад не только отказаться от употребления в пищу скоромных продуктов, но и быть особенно внимательными к нуждающимся в нашей помощи людям: немощным, больным, пожилым. Ибо без дел милосердия телесный пост не принесет духовного плода.

 В связи с этим хочу еще раз поговорить о моих товарищах по недугу, о которых я писал в статье «Врачеватель особенных детей» (см.: «ЦПГ» № 13 за 2011 г.), где говорилось о прекрасном человеке, враче-кинезотерапевте Анатолии Смолянинове.

На одном из лечебных семинаров Анатолий Григорьевич попросил меня сказать несколько слов родителям своих пациентов о православной точке зрения относительно причин возникновения болезней и о церковных средствах исцеления недугов. Ведь часто бывает, когда родители особенного ребенка, видя, что он не в состоянии держать ложку или голову, не может сесть или даже приподняться, отчаиваются, теряют веру и надежду, замыкаются в себе…

ОТКУДА БЕРУТСЯ БОЛЕЗНИ

Болезнь близкого человека — нелегкое испытание для каждого из нас. Но особенно тяжело, когда, едва придя в мир, заболевает младенец. Еще ужаснее, когда болезнь приводит к инвалидности с рождения. Тогда в медицинской справке маленького человека появляются страшные слова: «Нуждается в посторонней помощи, инвалид детства». Болезнь малыша — душевная мука для его родителей и родных.

С этого момента почти вся их жизнь — лишь скорбь и страдания, постоянный страх за будущую взрослую жизнь сына или дочери. И постоянные вопросы, задаваемые себе каждой мамой: «Что будет с моим ребенком, если я умру? Почему Бог допустил, что он сидит в коляске, а не играет в футбол с ровесниками?». А ответов на них они не находят. Почему же Бог, Который Благ и Человеколюбец, позволяет существовать страданиям, болезням, смерти?

Священное Писание однозначно утверждает: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле» (Прем. 1: 13–14).

Господь сотворил человека для вечной жизни и вечного общения с Собой. Вечный и человеколюбивый Бог не хотел творить и не сотворил болезни и смерти, однако непослушание наших прародителей Богу привело к первородному греху. Адам и Ева нарушили заповедь Божию. Поддавшись дьявольскому искушению, они не только потеряли возможность личного общения с Богом и дар вечной жизни, но и лишились здоровья.

Одно из тяжких последствий грехопадения прародителей, перешедшее к нам, их потомкам, по наследству — склонность человека к различным заболеваниям. Из-за присутствия греха в мире наши душевно-телесные силы изначально ослаблены. Иногда болезнь имеет не только телесную, но и духовную причину. 

Нередко случается так, что болезнь заставляет человека переосмыслить прежде прожитую жизнь: попросить прощения у родных, у тех, к кому был раньше невнимателен, кого обидел; духовно изменить свою жизнь к лучшему. Бывают и такие случаи, когда болезнь, вызывает особое проявление Божией любви и милости к болящему. И новозаветная история изобилует подобными примерами исцелений больных.

ЧТОБЫ ОБРЕСТИ БОГА

Не раз упоминается об этом в Евангелии от Иоанна. Так, в 9й главе повествуется об исцелении Господом слепорожденного: «И проходя, увидел <Иисус> человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он, или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии; Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать; Доколе Я в мире, Я — свет миру. Сказав, это он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: «посланный». Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9: 1–7). Вот так на этом несчастном, немощном человеке чудесным образом явилась божественная благодать, «всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая».

"Христос исцеляет больных в Вифезде",
Карл Генрих Блох, Музей искусств Университета
имени Бригама Янга (США)
Судьба любого инвалида детства очень похожа на его судьбу. Думаю, что болезни посылаются им не в наказание за собственные грехи или грехи родителей, но для того чтобы они, достойно неся крест болезни, обрели Бога в своих душах, чтобы и на них, как и на евангельском слепорожденном, явились дела Божии. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Кто с терпением и смирением переносит болезнь, тому Бог вменяет ее вместо подвига».

Долго общаясь со своими друзьями, страдающими, как и я, детским церебральным параличом, могу сказать, что многие физически здоровые люди могут поучиться у них доброте, вере, любви, терпению, мужеству, силе духа и воли, оптимизму. Лучше всего, чтобы сам ребенок и его родные переносили его болезнь без озлобленности и ожесточения.

С точки зрения Православной Церкви, болезнь — не бессмысленное страдание, но духовно-телесное испытание от Господа и каждому из нас нужно пережить его похристиански достойно и мужественно. Если юноша или девушка переносят свою болезнь с таким настроением души, то в их жизни исполняются слова Господа: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12: 9). Если в семье ребенка-инвалида есть физически здоровые брат или сестра, то общение с болящим членом семьи может стать для них школой любви и милосердия.

ВРАЧ ЛЕЧИТ, ГОСПОДЬ ИСЦЕЛЯЕТ

Немало таких людей — друзья автора этих строк. Например, ныне покойный, основатель Фонда развития компьютерных и информационных технологий инвалидов г. Киева «АИК» Евгений Монукало; директор Киевского физкультурно-спортивного клуба инвалидов «Прометей» Владимир Поляков; председатель Киевской общественной организации инвалидов «Джерело натхнення» Светлана Одинец и другие мужественные ребята. Для описания их судеб и достижений не хватит и целой книги.

Православная Церковь не отрицает труд врачей, но считает, что он будет наиболее полезен, когда в лице доктора объединятся врач и христианин, ибо врач лечит, а Господь исцеляет. Лечение медицинскими средствами будет еще более действенным, когда вместе с лекарствами, процедурами, операциями на помощь больному придут средства благодати Божией, которые могут кардинально изменить его духовную жизнь. Это — Крещение, Исповедь, Причастие Святых Христовых Таин, молебны о его здравии. Слава Богу, в наше время храмы или часовни появились при многих больницах.

Особое значение для исцеления имеют молитвы священника и родителей о здравии болящего чада, произнесенные на Божественной литургии. Господь часто милостиво слышит такие горячие молитвы и нередко посылает болящему ребенку исцеление.

Если ребенок физически слаб или серьезно болен, Православная Церковь благословляет причащение болящего на дому. Для победы над недугами Церковь советует прибегать и к Таинству Елеосвящения (в народе оно называется Соборованием). В этом Таинстве, через помазание освященным елеем (маслом) частей тела болящего (груди, лба, ушей, рук, ног), по молитве Церкви Бог подает страждущему благодать Святого Духа для освящения и исцеления души и тела. В случае крайней необходимости Таинство Елеосвящения священник также может совершить на дому.

Радостно видеть, когда у родителей больных детей появляется желание освятить квартиру или дом. В молитвах чина освящения дома священник просит Господа благословить семью, живущую в этом жилище, подать ее членам любовь, веру, единомыслие, духовное и телесное здравие, благословить на всякое доброе дело. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126: 1), — говорит псалмопевец. И после освящения дома в нем пребывает благодать — Божественная сила, невидимо охраняющая жилище и его обитателей.

КОГДА ДЕТИ ПОМОГАЮТ РОДИТЕЛЯМ

Огромное значение для исцеления болящего ребенка имеет молитва его матери перед иконами Господа, Богородицы, Ангела-хранителя, святых. Любящая мать всегда искренне, от всего сердца молится о своем ребенке. Молитва матери объединяется с молитвой угодника Божия, изображенного на иконе, но пребывающего на небесах, — и приходит с небес облегчение. Верующие матери знают немало случаев, когда Господь отвечал на их молитвы перед домашними иконами, поднимая детей с одра болезни здоровыми.

Великое множество таких случаев на протяжении веков было зафиксировано перед чудотворными иконами Божией Матери: Киево-Печерской, Почаевской, Казанской, Владимирской, Смоленской и многими другими. Иконы Спасителя, Божией Матери, великомученика и целителя Пантелеимона, Ангела-хранителя должны быть в каждой православной семье, где живет тяжело больной ребенок. Душеспасительно и полезно для исцеления от недуга читать акафист великомученику и целителю Пантелеимону.

Обязательно иметь дома крещенскую святую воду. Освященная в праздник Крещения Господня, она называется великая агиасма (в переводе с греческого — святыня) и обладает большой исцеляющей силой.

Болящему ребенку необходимо молиться не только в храме, но и дома. Православный молитвослов можно приобрести в любом храме. Каждому пришедшему к вере ребенку желательно знать важнейшие молитвы: молитву Господню «Отче наш», Символ Веры, «Богородице Дево, радуйся», а также молитву о болящих «Вседержителю, Святый Царю».

По учению апостола Павла, семья есть малая Церковь (см.: Рим. 16: 4). От взаимоотношений родителей и ребенка, его воспитания зависят и его будущая жизнь, его победа над недугом, добрые свойства его души. Если болящий ребенок обрел веру в Бога, проявляет интерес к Церкви, Православию, то родителям лучше всего внимательно отнестись к религиозному выбору ребенка и обрести Господа вместе с ним: стать постоянными прихожанами избранного ими храма, найти духовного отца.

В современной церковной жизни нередки случаи, когда именно дети приводят родителей и родственников к Богу, тем самым духовно спасая их. Церковная жизнь должна стать для верующего ребенка и его родных не временным явлением, но вечным образом жизни в Господе Иисусе Христе. Если это произойдет, то жизнь такой семьи независимо от состояния физического здоровья ребенка будет счастливой и радостной.

Виктор Науменко

Комментариев нет:

Отправить комментарий