20 марта 2014

ХРИСТИАНСТВО В ЭФИОПИИ. Часть І

Храм святого Георгия (Лалибэла, XII в.),
высеченный в цельной скале. Вид сверху
Слово «эфиоп» — древнегреческое и в переводе означает «человек с обожженным/загорелым (на солнце) лицом». Гомер именовал Эфиопией всю Африку. До революции в России эту страну называли Абиссиния. Абиссинские хроники XIV–XVI вв. подчеркивали, что тамошние царские династии происходят от самого Адама.

Одно из самых распространенных в Эфиопии преданий говорит об основании древнего абиссинского государства Аксум царицей Савской, или Македой, после ее путешествия в Иерусалим, где она гостила у Соломона. И царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего просила, сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками (3 Цар. 10: 13).

Ряд христианских авторов считает, что приезд царицы Савской с дарами к Соломону — это прообраз поклонения волхвов Иисусу Христу. Преподобный Иероним Стридонский в своем толковании на Книгу пророка Исаии дает следующее объяснение: как царица Савская пришла в Иерусалим послушать мудрости Соломона, так и волхвы пришли ко Христу, Который есть Божия Премудрость. Подобное толкование во многом основывается на ветхозаветном пророчестве Исаии о поднесении даров Мессии, где он упоминает страну Сава и сообщает о дарах, аналогичных преподнесенным царицей Соломону: множество верблюдов покроет тебя — дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа (Ис. 60: 6). Волхвы также преподнесли Младенцу Иисусу золото, ладан и смирну. В Новом Завете царица Савская именуется «царицей южной» и противопоставляется тем, кто не желает внимать мудрости Иисуса: царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона (Лк. 11: 31), аналогичный текст приводится и у Матфея (12: 42).
Вход в храм святого Георгия

Со времен правления Македы остался в Аксуме только огромный, высеченный в гранитной скале бассейн Май Шум, в котором она спасалась от жары. Когда это сооружение стало христианской святыней — неизвестно, но на праздник Тимкат, Богоявления, сюда стекаются верующие, чтобы совершить обрядовое омовение.

Эфиопия — третья после Армении и Осроенского царства страна, официально принявшая христианство. Изначально она находилась под омофором Александрийского патриарха. Согласно Новому Завету и Евсевию Кесарийскому, христианство пришло в Эфиопию в І в. от апостола Филиппа, крестившего евнуха — слугу царицы Кандакии (см.: Деян. 8: 26–39).

По преданию, первым христианским просветителем эфиопов был Фрументий, римский гражданин из Тира, попавший в кораблекрушение у африканского побережья Красного моря. Он при­обрел доверие императора Аксума и вскоре обратил в христианство его сына, будущего императора Эзану, который в 330 г. и объявил христианство государственной религией. Впоследствии рукоположенный во епископа (абуну) Афанасием Александрийским, Фрументий вернулся в Эфиопию. Он стал первым епископом Аксума под именем Абуна Салама I Касате-Берхан («открывающий свет») и перевел на эфиопский язык книги Ветхого и Нового Завета.

Наиболее чтимый абиссинский святой — Такла Хайманот (конец XIII в.), происходивший из рода потомственных священников. Сначала обучением мальчика занимался отец, затем его отвели к митрополиту Кириллу, который рукоположил мальчика в диакона. По прошествии нескольких лет он был рукоположен во священника. После смерти родителей Такла Хайманот избрал стезю подвижника и миссионера, проповедовал язычникам Евангелие, затем присоединился к монашеской обители святого Стефана (Дэбрэ Эстифанос), располагающейся на острове посреди озера Хайк. В дальнейшем он основал много монастырей. В иконографии Такла Хайманот пишется в полный рост строго анфас, стоящим на одной ноге, с шестью крыльями. В житии святого повествуется о том, как он отрекся от всего земного и провел в пустыне несколько лет в посте и молитве, не меняя позы. 

Главный храм монастыря Дэбрэ Лебанос
С 1434 по 1468 г. в Эфиопии царствовал Атье Зараокоб. Благодаря ему страна достигла могущества. Ревностный христианин, он интересовался церковными догматами. При нем был созван первый собор, установлен догмат о Святой Троице и создан эфиопский календарь «сынкысар», каждый день которого соответствует определенному святому (с описанием его жития). Им же устроен монастырь в Иерусалиме и завязаны первые отношения с Европой.

Иностранные путешественники, а это были католические и протестантские миссионеры, с XVII в. проникшие сюда, отмечали, что благосостояние и влияние Поместной Церкви исключительны. Монастыри и храмы покрывали всю страну, им принадлежали большие земельные участки, а доходы с них употреблялись на содержание множества монахов и священнослужителей.
Храмовый комплекс Лалибэлы

Известный путешественник Марко Поло (1254–1324) писал, что главные властители страны — христиане, и имеют они шесть древних царей, тоже христиан, все подчинено их власти. Монастырская т­ерритория очерчивается на земле глубокой линией, пересекать которую посторонним нельзя.

Эфиопские христиане были обязаны ходить в церковь по воскресным и праздничным дням, поститься по средам и пятницам (тех, кто не соблюдал пост, лишали христианского погребения), раз в год исповедоваться и причащаться, подавать милостыню. Признавались все семь таинств, четыре Евангелия, восемь апостольских соборных постановлений, 14 посланий апостола Павла, три — Иоанна, два — Петра, одно — Иакова, книга Деяний святых апостолов и постановления Второго Вселенского Собора. Почитались сочинения Иоанна Златоуста, Василия Великого. В году было четыре длительных поста. Крещение мальчиков совершалось на 40-й день,  девочек — на 80-й.

Год начинался 1 сентября и назывался именем одного из евангелистов — по очереди. Первый год после високосного — год Матфея.

Утреня вместе с полунощницей начиналась с двух часов ночи и продолжалась до восхода солнца. Литургия была только для верных (для оглашенных — нет), вино не употреблялось: намачивался сушеный виноград и из него выдавливался сок. Ее совершали не менее пяти человек — два священника и три диакона, служившие босиком, в ризах с капюшонами с кистями, на белой длинной одежде внизу — красные полосы в напоминание о страданиях Христа. Святые Дары выносили через западные двери и через них же заносили. Над Дарами раскрывали зонтики. Больших колоколов не знали, а звонили в маленькие колокольчики. Интересно, что алтарь находился посреди церкви, имел вид квадратной комнаты и четыре двери (по одной с каждой стороны), на его стенах были изображены лики святых. Также в нем находился Табот — аналог Ковчега Завета.

Во время службы крестное знамение не совершается. После «Отче наш» все выходят наружу, звенят медными погремушками, бьют в длинные барабаны, в такт ударяют посохами о землю, танцуют и поют.
Отшельник из монастыря Дэбрэ

Поющих называют дабтарами — их избирают из людей безупречного поведения. При каждой церкви живет около 50-ти человек, в том числе и монахи. Есть женщины-монахини. Митрополиты часто избираются из образованных коптов, знающих эфиопский язык. Церкви и монастыри преимущественно расположены на вершинах гор. Некоторые кресты на храмах сделаны из насаженной на тростник скорлупы страусиных яиц. Интересно, что в абиссинской Церкви записаны имена двух разбойников, распятых со Христом, — Титос и Каридос.
Церковные песнопения собраны в книгу «Дыгуа», которая содержит 22 их категории для всех служб. Псалмы, духовные гимны, песнопения во славу Причастия — все имеет нотацию. Пение эфиопской Литургии одноголосное, преобладает антифонное построение (чередуется пение двух хоров), иногда — респонсорное (солист — хор). Составление основной книги песнопений связывают с именем Яреда-сладкопевца, музыканта VI в., причисленного к лику святых. Ему же приписывают изобретение церковного гимносложения и нотописи. С XV в. монахом Абба Сабра в Литургию введено пение с инструментами (фалаша). Существуют специальные школы церковного пения (зема-бет) и школы игры на церковных инструментах (акуакум-бет).

В XIX в. стали использовать европейские духовые инструменты (первый комплект был подарен исследователем Эфиопии Н. С. Леонтьевым в 1897 г.).

Главные храмы (всего 13), высеченные из монолитных скал, находятся в «городе священников» — Лалибэле, где каждый десятый житель — священнослужитель. Следует выделить церковь святого Георгия, расположенную на глубине 12 м, церковь Святой Мариам (в ней хранится Ковчег Завета), а в церкви Бета Голгофа находится могила царя Лалибэлы, причисленного абиссинской Церковью к лику святых. Он вошел в историю как зодчий множества церквей.
Увидев Город мира, Лалибэла попытался создать новый Иерусалим как свою столицу в ответ на захват старого Иерусалима мусульманами в 1187 г. Именно поэтому многие объекты в городе носят библейские названия: даже протекающую здесь реку называют Иорданом. Город оставался столицей Эфиопии с конца XII и в XIII вв. Когда Лалибэла построил все храмы, он отрекся от престола и стал отшельником.
Эфиопские диаконы

Одна из самых древних церквей (VI в.) сохранилась при монастыре Дэбрэ-Дамо. Она стоит на 15-метровой высоте, и, чтобы попасть в нее, надо взобраться по канату на вершину отвесной скалы.
Среди наиболее ранних пещерных комплексов — церковь «Ымраханна Крыстос», построенная в 1110–1150 гг. Монолитные скальные храмы (конец XII — начало XIII в.) сосредоточены в районе горного массива Ласте. Две большие группы комнат, имеющие по пять церквей в каждой, располагаются на разных уровнях и соединяются подземными ходами. Самый большой по размерам — храм Спасителя «Мэдхане-Алел» — с высоким прямоугольным фасадом, окруженным 28 колоннами. Начиная с XVI в. появились деревянные храмы круглой формы.

Большое впечатление оставляют росписи храмов, выполненные в контрастных зеленых, красных, синих и желтых тонах (без золота). Древнейшие образцы настенной живописи — фрески, украшающие стены храмов района Лалибэлы («Гэнэтэ-Мариам», «Мидэти-Мариам», XIV–XV вв.). На них изображены Христос, Ангелы, библейские сцены, а на некоторых — даже исторические события. Церковь святой Мариам в Дэбрэ-Маркосе украшена росписями сцен из жизни местных правителей, изображены также предметы эфиопского быта.
В церквях хранятся рукописи, написанные на пергаменте из козьей кожи и раскрашенные акварелью. Центр книгописания существовал в XIII в. у озера Тана. Тут, в монастырях, находится много иллюстрированных Евангелий. Например, весьма примечательны иллюстрации Кебранского Евангелия из церкви святого Гавриила, а также миниатюры Евангелия царя Зэра-Яыкоба, миниатюры Четвероевангелия, написанного в 1426 г. в Абиссинском монастыре в Иерусалиме, миниатюры рукописи «Чудеса Марии» (XVIII в.). Эфиопским святым были посвящены жития, обычно составленные монахом из монастыря, построенного в честь этого святого. Практическое предназначение житий — их чтение в дни памяти святого.

Все абиссинские рукописи — религиозного содержания. Это многочисленные переводы на абиссинский язык Библии, всевозможные часословы и молитвословы. Каждую букву писали отдельно от других (скорописи еще не знали), справа налево (гласные опускали). Кстати, название храма записывалось на пергаментном листке, который хранился в ковчеге в алтаре.
Самое большое количество рукописей (470) собрано в Британском музее (выведены в 1867 г.), а также в Парижской национальной библиотеке. Русское собрание абиссинских рукописей (среди них — рукопись XV в. «Чудеса Владычицы нашей Марии», «Чудеса Святой Троицы») было тщательно описано историком Б. А. Тураевым (Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии // Записки историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Ч. 65, вып. 1. СПб, 1902).

На миниатюрах рукописей (в Музее антропологии и этнографии РАН) можно увидеть интересные иконные изображения святых. Например, как один из первых эфиопских монахов Михаил Арагава (IV в.) взбирается на гору Дамо при помощи змия. У подвижника желтая ряса с красной подкладкой, синий клобук. Преподобный Фаддей Бартарваский в зеленой рясе, с иглой в руках; на переднем плане — верблюд. В левом верхнем углу миниатюры изображено, как он проводит верблюда через игольное ушко. Есть и миниатюра с изображением царицы Савской, сидящей рядом с Соломоном. Примечательна яркая миниатюра с изображением преподобного Самуила Вальдебского верхом на льве, что отражает сюжет из краткой версии его жития, изданной Б. А. Тураевым в 1902 г.

Вообще, стиль церковных росписей напоминает коптские иконы: такой же «наивный реализм» (вспомним, для сравнения, украинские народные иконы на стекле).

Однако абиссинские иконы отличаются бóльшим разнообразием композиции, творческой изобретательностью и поражают выразительным сочетанием цветов, очень ярким колоритом. Лики святых никогда не изображают черными: они написаны желтым цветом.

Традиция сакральной живописи, созданная эфиопскими мастерами, представляет собой сложное переплетение стилей и форм, иногда заимствованных, иногда местных, с трудом поддающихся точной датировке. За последние 50 лет было обнаружено множество новых икон, миниатюр, росписей в церквях и самих церквей.

Нина Пархоменко  (Окончание следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий