04 марта 2014

«ПЕНИЕ — КАК РЕКА...»

Преподобный Лаврентий Черниговский сказал однажды в разговоре с духовными чадами, что Матерь Божия особенно любит людей, которые поют в хоре на богослужениях. Тем более, когда делают это искренне, от души, не думая об оплате и наградах...


Пение вообще — особое проявление человеческого естества. А пение церковное — не просто искусство, и не только чувства. Это — молитва. Для такого святого дела мало быть музыкально образованным человеком, нужно иметь духовный стержень, молитвенный огонь в душе. Это особое служение, оно, возможно, на втором месте после священнического. И человек, который отдает ему всего себя, заслуживает глубочайшего уважения и похвалы.
Многим в Украине известно имя Михаила Семеновича Литвиненко. И не только церковным, но и светским людям, ведь записи в исполнении руководимых им хоровых коллективов хранятся в фондах Украинского радио. Он — заслуженный деятель искусств Украины, кавалер многочисленных наград...

На Дальних пещерах Лавры я приобрел книгу, посвященную удивительной личности этого светлого человека — «Пою Богу моему...», которую написал В. Н. Глушко, к сожалению, уже покойный друг лаврского маэстро. Почему хочется рекомендовать эту книгу широкому кругу читателей, и не только православных? Потому что ее можно назвать книгой о настоящем человеке. Даже — духовным учебником, если угодно. На примере жизни Михаила Литвиненко мы можем учиться верности Православию, мужеству в перенесении жизненных трагедий — личных и общественных, твердости духа, непобедимому оптимизму. Ведь настоящий христианин — всегда оптимист, потому что перед ним, по словам Николая Гоголя, «сияет вечно даль». Кстати, Михаил Семенович — земляк Гоголя, да еще и родился с ним в один день — 1 апреля, только в 1927 г., на благословенной полтавской земле, недалеко от Миргорода.

Много испытаний выпало на долю М. Литвиненко: страшный голод, раскулачивание семьи, лишения войны, а потом еще и несколько лет заключения в северных лагерях, откуда, к счастью, освободили по общей амнистии. Осужден был по доносу слишком бдительных «друзей», когда учился в семинарии. А сам выбор — стать семинаристом — какая крамола по тем временам! После войны мог выбрать достаточно благополучный путь советского инженера, но поскольку принципиально не был ни в пионерах, ни в комсомоле, ни в партии, то такая «аполитичность» воспрепятствовала. Христиане чтут любую власть (в гражданском, административном аспекте), но когда речь идет о компромиссах в вопросах веры или требовании отречения от нее — смиряться недопустимо. «Диссидентом» себя Михаил Семенович не называл, но на вопрос о своей вере отвечал открыто, без лукавства и двусмысленностей, даже на суде, где угрожали расстрелом: «Верил, верую и буду верить!».

Мне навсегда запомнилось выразительное и афористичное выражение-совет Михаила Литвиненко молодым певчим, будущим священнослужителям: «Пение должно идти вдохновенно и непрерывно. Пение должно литься, как река...»

Книга В.Н. Глушко (выпущена в свет Издательским отделом Украинской Православной Церкви в 2011 г. по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира) написана мастерски, доходчиво и просто, имеет стройную композицию. Она необыкновенно глубока, хотя невелика по объему, содержит интересные общецерковные сведения, ценные, думается, для молодых людей, которые еще только знакомятся или хотят познакомиться с церковной жизнью. Этакий, как пишет сам автор, «ликбез», например: «Светским хоровым коллективом руководит дирижер хора (хормейстер). Военным ансамблем — военный дирижер (капельмейстер). А церковным хором — регент. Но чем отличается регент от хормейстера и капельмейстера, знают не все. Специфика хорового пения заключается в том, что руководитель церковного хора должен достичь вместе с исполнителями не только красоты и слаженности исполнения, но и молитвенности». Духовность — основа церковного пения!

Книга В.Н. Глушко делится не на разделы, а на «грани» с образными названиями («грани» — потому что подчеркивается удивительная многогранность личности и биографии невымышленного героя). Например: «Аксиос!», «Анкета», «Юные годы», «Семинария», «Враг народа», «Раскол», «Итоги»... О выдающемся музыканте-дирижере отзываются добрым словом на страницах книги архи­ереи, преподаватели КДАиС, монахи, хористы Митрополичьего хора 1990–2000-х годов, а на вопросы автора отвечает сам герой биографической книги. Таким образом, сочетаются жизнеописание, мемуаристика, просветительские фрагменты; книга щедро наполнена выразительными эпиграфами из высказываний церковных и светских деятелей, содержательными цитатами, а местами и юмористическими отступлениями, ибо такова она, жизнь, — и печаль, и радость... Много теплых строк посвящено подруге жизни Михаила Семеновича, медику Людмиле Васильевне, упоминаются родовые корни, события давние и современные.

«Я никогда не входил в храм управлять хором, не помолясь», — признается Михаил Семенович. А еще благодарит Бога за благочестивых христиан, своих предков. Родиться в христианской семье — уже большое счастье, резонно уверяет он.

Жизнь Михаила Семеновича Литвиненко была щедра и на страдания, и на дары. А для истинно христианского сознания все в жизни — дары, потому что от Бога — «всякое даяние благо». Это все (и радость, и горе) — «динарии» на небесный депозит, говоря словами известного афонского монаха Паисия Святогорца.

Михаил Литвиненко был первым, кому Святейший Патриарх Кирилл вручил орден после своей интронизации. Причем это очень почетная награда — орден преподобного Сергия Радонежского, им награждают известных политиков, высоких церковных деятелей... А какие же награды в будущей жизни, «пакибытии», ждут человека, который честно и самоотверженно прошел свой крестный путь вслед за Подвигоположником, Сыном Божиим, сохранив верность Ему?..

И — пара личных штрихов-воспоминаний к теме...
На пасхальных богослужениях 1990-х годов мне приходилось видеть вдохновенное, молитвенное деяние Михаила Семеновича на правом клиросе Трапезного храма Киево-Печерской Лавры. Одет в строгий черный костюм и белую рубашку, полностью седой, на лице — отблеск чего-то неземного. В лацкане пиджака — маленький золотистый православный крестик. Может, тоже какая-то награда или подарок. Казалось, он был единым целым со своими хористами... Это пение возносило над землей, и почти каждая живая душа в храме чувствовала, что ныне воистину «Христос воскресе из мертвых», что действительно сейчас и «ангели поют на небеси», и что человеку тоже не закрыт путь к вышней ангельской святости... Незабываемое впечатление...
В 2000-х годах в библиотеке Киевской духовной академии Михаил Семенович проводил репетиции с семинаристами. Во время заочного обучения в духовных школах я бывал их свидетелем. Мне навсегда запомнилось выразительное и афористичное выражение-совет Михаила Литвиненко молодым певчим, будущим священнослужителям: «Пение должно идти вдохновенно и непрерывно. Пение должно литься, как река...».
Очень хорошие, светлые мысли и чувства навевает издание, о котором идет речь. Архиепископ (ныне — митрополит) Тернопольский и Кременецкий Сергий (высказывания которого приведены в книге) говорит: «Я с радостью убедился, что Михаил Семенович дорожит не славой, не почестями, а чистотой Православия и истины. Он и его певчие остались верны Православию». Истинно так — какие бы злые ветра не веяли над нашей родной землей, какие бы нечестивые происки не терзали тело Святой Православной, канонической Церкви.
Души, которые стояли на прочном камне, на фундаменте доверия Господу, на принципах Любви — выстояли! И принесли «плод мног».
Чего подай, Господи, и всем нам.

Александр Яровой,
кандидат филологических наук,
член Национального союза писателей Украины

Комментариев нет:

Отправить комментарий