Согласно
Церковному Преданию, святая Мария Магдалина, приехав в Рим проповедовать
Евангелие, пошла к императору Тиберию. Поскольку она не имела никаких драгоценностей,
которые обычно подносили императору просители и посетители, Мария подарила ему
куриное яйцо, как это делали бедные, со словами: «Христос Воскресе!».
Тиберий
ответил, что мертвый человек не может воскреснуть, так же как это белое яйцо не
может стать красным. Вдруг на его глазах яйцо стало кроваво-красным —
символизируя не только вечную жизнь, но и Жертву Христа.

Дарение
драгоценностей в виде яиц на Пасху стало традицией среди европейской аристократии.
Один из таких сувениров — пасхальное яйцо со спрятанным внутри сюрпризом — был
у датской принцессы Вильгельмины Марии, тетки будущей российской императрицы
Марии Федоровны.

Яйцо
было покрыто белой эмалью, внутри содержало «желток» из матового золота, в
котором была спрятана курочка из цветного золота. В свою очередь, внутри курицы
помещалась маленькая рубиновая корона. Императрица была в восторге, поэтому
Карл Фаберже получил статус придворного ювелира и заказ ежегодно на Пасху изготавливать
драгоценное яйцо с сюрпризом.
Отныне
ювелир имел неограниченный простор для фантазии, ведь единственным требованием
императора стала оригинальность каждого последующего яйца-сюрприза. Сюжета
изделия никогда не знал и сам венценосный заказчик, а на расспросы получал
ответ: «Ваше величество будет довольно».
Однако,
как правило, содержанием сюжетов становились эпизоды из истории России и
императорской семьи. Некоторые яйца содержали в себе памятные сувениры в виде
портретов, цветов, фигур, некоторые были сложными механизмами — часы, певчая
птица, миниатюрные модели кораблей, карет, поездов, зданий.

Интересно,
что репутацию ювелирному дому Фаберже в те времена создавали отнюдь не
пасхальные яйца, ведь они были частными подарками (лишь однажды императрица
разрешила показать некоторые из них на выставке в Париже в 1890 г.). Ювелирный
дом обеспечивал изготовление любых драгоценностей и инкрустированных предметов,
а в 1882 г. Фаберже выполнил копии скифских украшений так, что их трудно было
отличить от оригинала.

Так,
известно семь яиц, изготовленных для «золотого магната» Александра Кельха.
Также заказчиками являлись князь Юсупов, герцогиня Мальборо, семья Ротшильдов и
другие неустановленные лица. Именно последний факт делает невозможным точный
подсчет ценных яиц Фаберже. На сегодня известно об изготовлении 71, однако 9 из
них считаются утраченными.
Яйца
Фаберже, представлявшие совершенную и изящную форму отделки пасхальных яиц,
давно стали легендой, связанной с историей последних представителей императорского
рода Романовых, от которой веет и радостью, и грустью. Сегодня эти ювелирные
изделия напоминают нам о непостоянстве этого мира, о том, что настоящие
сокровища нужно искать в мире духовном.
Екатерина Усачева
Комментариев нет:
Отправить комментарий